Инструктивно-методическое письмо 2021/2022 учебный год

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее — учреждения образования), в 2021/2022 учебном году являются:

повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР);

приобретение и обновление оборудования, средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования, в том числе для воспитанников с ОПФР;

повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников;

системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Прием, перевод и отчисление воспитанников осуществляются в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс);

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее — Положение об учреждении дошкольного образования);

Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 (далее — Инструкция);

Положения о специальном дошкольном учреждении, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 (далее — Положение о специальном дошкольном учреждении);

Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 73.

Обращаем внимание на то, что работа с гражданами осуществляется на основании заявительного принципа. В случае желания родителя (законного представителя) несовершеннолетнего перевести его в другое учреждение образования направление в учреждение образования должно быть выдано в день обращения. В соответствии с пунктом 45 Положения об учреждении дошкольного образования прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест. Согласно статье 270 Кодекса это требование распространяется и на специальные дошкольные учреждения.

Министерство образования обращает внимание, что при осуществлении административных процедур следует включать в регистрационные и контрольные формы реквизиты, необходимые для учета заявлений родителей (законных представителей) воспитанников на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь (русский, белорусский), а также разъяснять им возможность получения образования на одном из государственных языков Республики Беларусь.

Подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 Кодекса определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае длительного отсутствия воспитанника (более тридцати дней) без уважительных причин на занятиях в течение года.

Уважительными причинами отсутствия могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют родителям (законным представителям) воспитанника привести своего ребенка в учреждение образования, а именно:

болезнь ребенка;

санаторно­курортное лечение либо оздоровление;

пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);

неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, в том числе распространение инфекции, вызванной коронавирусом COVID­19;

наличие листка временной нетрудоспособности у родителей (законных представителей) воспитанника;

отпуск родителей (законных представителей) воспитанника;

служебная командировка родителей (законных представителей) воспитанника;

выходные дни родителей (законных представителей) воспитанника, в том числе работающих по режиму гибкого рабочего времени, по графику сменности, при предоставлении дополнительного свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК);

дистанционная работа родителей (законных представителей) воспитанника (статья 307­1 ТК) в период эпидемического подъема заболеваемости;

временная потеря работы родителями (законными представителями) воспитанника или простой организации, в которой они работают;

каникулы (летние — 90 календарных дней, зимние —10 календарных дней, весенние — 10 календарных дней, в учреждениях специального образования в зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений — дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней);

предписание санитарно­эпидемиологической службы о закрытии учреждения образования;

наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта;

непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, смерть или болезнь близких родственников) и др.

Поскольку государством гарантировано право на получение образования детьми дошкольного возраста, а дошкольное образование не является обязательным, указанную меру (досрочное прекращение образовательных отношений) применительно к детям дошкольного возраста (особенно посещающим учреждение образования в сельской местности) необходимо рассматривать с точки зрения ее исключительности, а не эффективности.

Обращаем внимание, что на основании статей 144 и 259 Кодекса срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников, а срок получения специального образования на уровне дошкольного образования — на срок от одного года до двух лет на основании заключения государственного центра коррекционно­развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР).

До момента приема в первый класс учреждения общего среднего или специального образования и издания руководителем учреждения дошкольного образования (далее — УДО), специального дошкольного учреждения приказа о прекращении образовательных отношений с указанием основания отчисления ребенок является воспитанником учреждения образования и может посещать его на общих основаниях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях образования, профилактика детского травматизма

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

Педагогическими работниками учреждений образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей (законных представителей) о самочувствии ребенка и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение образования.

Родители (законные представители) воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение образования, должны передать ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.

В случае когда существует объективная причина, по которой родители (законные представители) воспитанника не могут забирать его из учреждения образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники). Об этом родители (законные представители) воспитанника должны проинформировать руководителя учреждения образования.

Обращаем внимание, что гражданская дееспособность согласно статье 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18­летнего возраста, или в 16 лет в случае эмансипации (пункт 1 статьи 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Следовательно, запрещается отдавать несовершеннолетних лицам, которым не исполнилось 16 лет, и лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В учреждениях образования должно быть обеспечено должное санитарно­техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно­технического оборудования.

Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:

руководителю учреждения образования, его заместителям;

персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам).

Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей должен осуществляться при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.

Транспортный и пешеходный транзит через территорию учреждения образования запрещается.

Проезд служебного автотранспорта осуществляется в соответствии с графиком. Служебный автотранспорт по доставке оборудования, иных материалов может пропускаться на территорию учреждения образования при предъявлении товарно­транспортной накладной и (или) путевого листа.

При стихийных бедствиях, других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт на территорию учреждения образования должен пропускаться беспрепятственно.

В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).

Адреса и номера телефонов руководителя учреждения образования, скорой помощи, пожарной службы, единый номер экстренной помощи «112», аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружении подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по единому номеру экстренной помощи «112».

До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц.

Руководитель учреждения образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения образования, создающих угрозу санитарно­эпидемиологическому благополучию.

Руководитель учреждения образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения образования.

Педагогические работники должны:

систематически в течении дня визуально проверять помещения групп, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия подозрительных предметов и веществ, опасных для жизни и здоровья;

немедленно принять меры по устранению нарушений режима безопасности при их обнаружении и поставить в известность руководителя учреждения образования.

Осуществлять образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.

При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).

Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58.

Образовательный процесс в учреждениях образования должен быть организован с учетом необходимости:

сохранения здоровья воспитанников, обеспечения им необходимой двигательной активности, гигиенически обусловленной длительности сна, пребывания на свежем воздухе;

оптимального чередования видов детской деятельности (специально организованной и нерегламентированной), рационального сочетания различных по характеру умственных и физических нагрузок;

осуществления оздоровительных и профилактических мероприятий и пр.

Совершенствование системы работы по созданию здоровьесберегающей и безопасной среды в учреждениях образования является актуальным направлением его деятельности.

В целях упорядочения работы по организации образовательного процесса в учреждениях образования издан приказ Министра образования от 20 апреля 2021 г. № 288 «Об отдельных вопросах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования» (далее — приказ). Приказом утверждены сертификат готовности УДО к организации образовательного процесса, акт о состоянии дел и необходимых мероприятиях по подготовке УДО к организации образовательного процесса, порядок организации подготовки УДО к организации образовательного процесса.

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении образования руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (далее — ЕКСДС). Данное положение должно быть закреплено в должностных обязанностях указанных педагогических работников.

Необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма воспитанников и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении образования на заседаниях советов структурных подразделений городских, районных, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно­властные полномочия в сфере образования (далее — органов управления образованием), педагогических советов учреждений образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении образования, устранять условия, им способствующие, планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению травматизма воспитанников в учреждениях образования.

Для обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо:

обеспечивать системный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, инструктивно­методических писем, постановлений, коллегий Министерства образования по вопросам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях образования;

принимать меры по исключению случаев травматизма в учреждениях образования и соответствующие меры к педагогическим работникам, допускающим безответственное отношение к своим должностным обязанностям и не обеспечивающим безопасные условия жизнедеятельности воспитанников;

постоянно проводить осмотр и обследование зданий, сооружений, оборудования (игрового, спортивного и надворного)и инвентаря на предмет их безопасной эксплуатации;

продолжать проведение работ по укреплению материально­технической базы учреждений образования: оборудование системами видеонаблюдения, ручными системами тревожной сигнализации, системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, системами передачи извещений о пожаре «Молния»; установка кодовых замков (домофонов), звонков; создание на базе учреждений образования автоплощадок с дорожной разметкой, автогородков и др.;

включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов, предупреждения пожаров, дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками (областные (районные, городские) акции и конкурсы, «родительские университеты», онлайн­форумы, интерактивные площадки, занятия с просмотром обучающих фильмов, квесты и др.);

на официальных сайтах учреждений образования, информационных стендах в возрастных группах размещать и постоянно обновлять материалы по профилактике детского травматизма, пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, в том числе на дороге, воде и вблизи водоемов, обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических работников при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда жизни и здоровью воспитанников и педагогических работников;

организовывать дистанционное информирование родителей (законных представителей) воспитанников о проводимых тематических мероприятиях по вопросам охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактике детского травматизма, об ответственности родителей (законных представителей) воспитанников за оставление детей в опасности, в том числе посредством мобильной связи, родительских чатов в мессенджерах и социальных сетях («Telegram», «Instagram», «WhatsApp», «ВКонтакте», «Viber»и др.);

осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их родителей (законных представителей) по указанным направлениям в рамках межведомственного взаимодействия;

оперативно информировать руководство о чрезвычайных ситуациях в учреждении образования;

освещать эффективный опыт педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников по данному направлению в средствах массовой информации.

Требования к организации и проведению санитарно­противоэпидемических мероприятий в период распространения инфекции COVID­19

Согласно пункту 7 Специфических санитарно­эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее — ССЭТ), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525, руководитель учреждения образования должен обеспечить санитарно­эпидемиологическое благополучие в учреждении.

Организация образовательного процесса в учреждениях образования и проведение соответствующих санитарно­противоэпидемических мероприятий в период распространения инфекции COVID­19 должны осуществляться в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно­противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID­19» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217 (в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 октября 2020 г. № 92), методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID­19 (далее — методические рекомендации).

В учреждениях образования необходимо:

использовать работниками средства защиты органов дыхания;

обеспечить организацию и проведение образовательного процесса в групповых помещениях, за исключением занятий, требующих специального оборудования;

запретить прием детей, в том числе вновь поступающих, в группы, в которых зарегистрировано заболевание инфекцией COVID­19, в течение 10 дней после регистрации последнего случая, а также объединение нескольких групп, за исключением аварийных ситуаций;

обеспечить информирование местных исполнительных и распорядительных органов с целью принятия ими решения о приостановлении образовательного процесса при отсутствии по причине заболевания ОРИ, в том числе инфекцией COVID­19, 30 процентов от общего количества воспитанников учреждения образования.

Обращаем внимание на необходимость обеспечения качественной работы по взаимодействию педагогических работников с семьями воспитанников при разъяснении вопросов по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID­19, толкованию нормативных правовых актов.

Обеспечение безопасных условий в учреждении образования при реализации образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»), проведении массовых мероприятий с участием родителей (законных представителей) воспитанников

В целях обеспечения безопасности воспитанников физическое воспитание в учреждении образования должно быть организовано с учетом Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8), методических рекомендаций, Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 55), Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60), ССЭТ.

В условиях распространения инфекции COVID­19 при организации образовательного процесса в учреждениях образования, в том числе при реализации образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»), необходимо обеспечить:

соблюдение принципов социального дистанцирования;

ограничение проведения спортивных, культурно­массовых, иных зрелищных мероприятий, других общих мероприятий в помещениях учреждений образования (музыкальный, спортивный залы, плавательный бассейн), минимизацию количества участников и приглашенных с обеспечением социальной дистанции;

запрет на проведение массовых мероприятий при осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов; при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID­19;

проведение массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно­оздоровительных), организацию утреннего приема детей при благоприятных погодных условиях преимущественно на открытом воздухе;

максимально возможное ограничение посещения воспитанников родственниками в помещениях учреждения образования;

проведение различных форм организации музыкальной и физкультурно­оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых помещениях в отсутствие родителей (законных представителей) воспитанников.

Обеспечение психологической безопасности воспитанников в учреждении образования

Одной из важнейших задач учреждения образования является создание условий, обеспечивающих психологическую безопасность, направленную на защиту воспитанников от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений в становлении их личности.

Воспитатели дошкольного образования должны обращать внимание на наличие психологических проблем в развитии личности воспитанника, активно использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагогам­психологам учреждений образования необходимо осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение воспитанников для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем у воспитанников, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.

Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Продолжает функционировать Республиканский центр психологической помощи (далее — Центр), основной деятельностью которого является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально­педагогической поддержки.

В Центре работает современный многостраничный интернет­сайт (https://rcpp.by). Сайт содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников.

На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.

По запросу учреждений образования педагоги­психологи Центра проводят профилактическую работу с воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками учреждений образования.

В целях информирования участников образовательного процесса рекомендуется размещать информацию о деятельности Центра с указанием адреса его интернет­сайта, телефона на информационных стендах, официальных интернет­сайтах учреждений образования, в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях.

Профилактика семейного неблагополучия должна оставаться приоритетной в работе учреждений образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.

При этом необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Обращаем внимание на недопустимость:

проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;

определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия детей учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;

рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия родителей (законных представителей) воспитанников и заинтересованных субъектов профилактики.

Важно отметить, что в постановлении четко определены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов.

Основные требования к порядку действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, механизм межведомственного взаимодействия в вопросах проведения социального расследования и организации работы с семьями отражены в методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 1 октября 2019 г.

НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

Учебные издания и средства обучения

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей воспитанников систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования (далее — учебные издания).

В учреждениях образования должны использоваться средства обучения (игры и игрушки, электронные средства обучения и др.), произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.

Пунктом 740 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140) предусмотрено обязательное наличие такого вида документа учебно­программной документации образовательной программы дошкольного образования, как «Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении образования».

В учреждении образования (методическом кабинете, групповых помещениях, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, учителей­дефектологов, педагогов­психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями.

Перечень учебных изданий по дошкольному и специальному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Специальное образованиеhttps://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Дошкольное образование); интернет-ресурсе https://uchebniki.byинтернет­портале Министерства образования (https://edu.gov.by), публикуется в бюллетене «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь».

В соответствии со статьей 39 Кодекса пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Кодексом предусмотрены дифференцированные льготы для отдельных категорий граждан при оплате за пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты) в учреждениях образования.

Размер и порядок взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» (далее — постановление № 839).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления № 839 плата за пользование учебными пособиями лицами при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования взимается в размере 0,2 базовой величины.

Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением № 839.

В 2021/2022 учебном году в качестве учебных пособий будут использоваться следующие учебные издания:

  1. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. — 2­е изд. — Минск: Национальный институт образования, 2021. — 76 с.: ил. —(УМК «Мои первые уроки»).
  2. Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. — 2­е изд. — Минск: Национальный институт образования, 2021. — 76 с.: ил. —(УМК «Мои первые уроки»).
  3. Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноўдашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання/ А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. — 2­е выд. — Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. — 80 с.: іл. — (ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  4. Дубініна, Д.М. Родная мова. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў)устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання/ Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. — 2­е выд. — Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. — 80 с.: іл. — (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  5. Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. — 2­е выд. — Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. —80 с.: іл.—(ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  6. Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак /Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. — 2­е выд. — Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. — 76 с.: іл. —(ВМК «Мае першыя ўрокі» / УМК «Мои первые уроки»).
  7. 7. Старжинская, Н.С.Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. — 2­е изд. — Минск: Национальный институт образования, 2021. — 80 с.: ил. —(УМК «Мои первые уроки»).
  8. Старжынская, Н.С. Падрыхтоўка да навучання грамаце. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі збеларускай мовай навучання / Н.С. Старжынская. — 2­е выд. —Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. — 80 с.: іл. — (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Министром образования 17 марта 2021 г. утвержден «Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2021/2022 навучальным годзе» (размещен на интернет­портале Министерства образования https://edu.gov.byнациональном образовательном портале https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Дошкольное образование).

Руководителям учреждений образования необходимо обратить особое внимание на своевременность (до 15 августа) предоставления родителями (законными представителями) воспитанников, имеющими право на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов (удостоверение инвалида, заключение ЦКРОиР, свидетельство о рождении, удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств, удостоверение о праве на льготы либо справка о праве на льготы, выписка из медицинских документов, удостоверение многодетной семьи, справка о размере пособия на детей и периоде его выплаты, месте жительства и составе семьи).

При переводе воспитанника в другое учреждение образования, другую организацию, к индивидуальному предпринимателю учебные пособия передаются его родителю (законному представителю).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Общие требования к организации образовательного процесса в учреждениях образования определены Кодексом, образовательным стандартом, учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, учебными планами специального образования, программами специального образования.

Учебная программа дошкольного образования определяет основополагающие принципы, цели и задачи образования воспитанников раннего и дошкольного возраста. Ее содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогическими работниками самостоятельно в зависимости от контингента детей, особенностей освоения ими образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Такой подход позволяет творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста при проведении специально организованных форм образовательного процесса — игр (занятий), регламентированных типовым учебным планом, учебными планами специального образования, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебной программой дошкольного образования, программами специального образования, учебным планом учреждения дошкольного образования, разработанным и утвержденным в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, психофизиологической подготовленности воспитанников.

При этом образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы сохранить самобытность и специфику дошкольного детства, рассматривать занятие (специально организованная форма взаимодействия педагогического работника с воспитанником) как возможность заниматься с ребенком чем­то интересным и полезным для его развития. Основой обучения и воспитания является разнообразная деятельность детей, соответствующая их возрастным и индивидуальным возможностям.

Развивающее индивидуально­ориентированное обучение может проводиться фронтально или по подгруппам с учетом индивидуальности каждого ребенка (наличие опыта, возможностей, темпа, личностных трудностей и т. п.).

В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.

Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

Запрещается проводить занятия в приемных­раздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями.

Язык обучения и воспитания

В соответствии со статьей 90 Кодекса язык обучения и воспитания в учреждении образования определяет его учредитель, а право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (групп) с белорусским и русским языками обучения и воспитания, что позволяет обеспечивать становление целостной личности воспитанника, его развитие путем интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.

Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» руководители и педагогические работники системы образования должны владеть белорусским и русским языками.

С учетом пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников учреждения образования формируют группы, которые организуют образовательный процесс как на русском, так и на белорусском языках. При комплектовании групп следует максимально учитывать пожелания родителей (законных представителей) воспитанников относительно выбора языка обучения (русский, белорусский).

Воспитательная работа

Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82), Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021—2025 гг. (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312), образовательном стандарте дошкольного образования.

Воспитательная работа должна осуществляться в ходе реализации содержания учебной программы дошкольного образования, программ специального образования в каждой из возрастных групп воспитанников (как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности), в том числе посредством использования соответствующих учебных изданий.

Составляющими воспитательной работы являются:

воспитание культуры здорового образа жизни (формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование);

гражданское и патриотическое воспитание (приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях и др.);

духовно­нравственное воспитание (формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно­этических норм: доброта, дружба, приветливость, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь и др.);

поликультурное воспитание (осознание собственной принадлежности к культуре белорусского народа, знакомство с образцами духовной и материальной культуры своего народа, привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно­исторические достижения);

эстетическое воспитание (формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве и др.);

воспитание психологической культуры (формирование психических свойств, обеспечивающих развитие познавательной активности и основных психических процессов; создание предпосылок для формирования мотивации учения и психологической готовности ребенка к обучению в школе, формирование эмоциональной, волевой, познавательной готовности и произвольных форм поведения для успешного включения в образовательный процесс и др.);

воспитание культуры быта и досуга (формирование у детей первичных представлений о личной и общественной значимости хозяйственно­бытового труда, умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке, совместно со взрослыми готовить несложные блюда, сервировать стол, участвовать в уборке участка в соответствии с сезоном, в уходе за растениями и животными и др.);

семейное и гендерное воспитание (формирование первоначальных представлений о семье, близких людях, их взаимоотношениях, воспроизведение поведения, чувств, переживаний близких и др.);

трудовое воспитание (освоение основных бытовых умений и навыков; проявление активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких и др.);

экологическое воспитание (овладение первоначальными знаниями о природе, взаимосвязи человека с окружающей природной средой; формирование гуманного отношения к природе, представлений об уникальности каждого живого существа и др.);

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности (формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности и др.);

экономическое воспитание (воспитание трудолюбия средствами игровой деятельности и обслуживающего труда; одобрение, стимулирование и поддержка достигнутых успехов; знакомство с элементами экономической грамоты и др.).

Важным аспектом воспитательной работы на современном этапе развития образования становится формирование и развитие инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. В этой связи педагогическим работникам учреждений образования рекомендуется осуществлять свою деятельность в соответствии с ценностными ориентациями, основанными на понимании, принятии и уважении индивидуальных особенностей каждого человека, признании равных прав в получении образования.

Значимыми для развития инклюзивной атмосферы каждого учреждения образования являются подбор и применение педагогическим работником методов обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности каждого воспитанника, создание адаптивной образовательной среды, системы взаимопомощи и поддержки между разными специалистами (учителем­дефектологом, педагогом­психологом, воспитателем дошкольного образования, администрацией учреждения образования), трансляция идей инклюзии воспитанникам и их родителям (законным представителям) в ходе бесед, чтения и обсуждения художественной литературы, проведения совместных творческих, физкультурно­спортивных, праздничных и иных мероприятий, выступлений на родительских собраниях, через личный пример взрослого, информационные стенды и интернет­сайт учреждения образования и т. д.

Наряду с руководителями учреждений образования, их заместителями и иными педагогическими работниками ключевая роль в решении указанных задач принадлежит воспитателю дошкольного образования.

Воспитатель дошкольного образования согласно должностным обязанностям, определенным ЕКСДС, в тесном взаимодействии с другими педагогическими работниками учреждения образования и родителями (законными представителями) воспитанников:

планирует, организует и проводит воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;

взаимодействует с медицинскими работниками по вопросам организации здоровьесберегающих условий обучения и воспитания, формирования здорового образа жизни;

осуществляет дифференцированный подход в работе с детьми, в том числе с ОПФР, формирует их нравственные нормы, самооценку, межличностные отношения, приобретение ими социального опыта;

способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творческих способностей воспитанников;

создает условия для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщает детей к национальной культуре, ее традициям и т. д.

Приоритетом работы музыкального руководителя по вышеуказанным направлениям при проведении различных форм организации музыкальной деятельности (занятий (игр), развлечений и праздников) должно стать приобщение воспитанников к национальной культуре, ее традициям, а также к культуре и традициям других народов, проживающих на территории Республики Беларусь, и др.

Организация физического воспитания

Физическое воспитание осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования, типовым учебным планом, учебными программами по образовательным областям с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР, учебными планами специального образования на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; физкультурные занятия; индивидуально­дифференцированные занятия; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.

Типовым учебным планом предусмотрено от 1 до 3 учебных часов в неделю на реализацию содержания образовательной области «Физическая культура» в разных возрастных группах воспитанников учреждения образования. Начиная со второй младшей группы (от 3 до 4 лет) предусмотрено проведение одного занятия в неделю на реализацию образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» (при наличии бассейна); два занятия по образовательной области «Физическая культура» проводятся в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на воздухе (при хорошей погоде) в любое время года.

Обращаем внимание, что реализация содержания образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» также осуществляется в различных формах организации физкультурно­оздоровительной деятельности: при проведении индивидуально­дифференцированных занятий с детьми, мероприятий активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья). При отсутствии бассейна проводятся три занятия по образовательной области «Физическая культура» в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на воздухе (при хорошей погоде) в любое время года.

Согласно пункту 7 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физкультуры (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 38) в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой распределяются обучающиеся, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.

Пунктом 68 ССЭТ определено, что занятия по физической культуре с воспитанниками специальной медицинской группы должны проводиться педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы.

Типовыми штатами и штатными нормативами численности работников дошкольных учреждений (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2000 г. № 17) должности руководителя физического воспитания и музыкального руководителя устанавливаются в группах возраста 2 года и старше, в группах второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет). Следовательно, реализация содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Музыкальное искусство» с учетом специфики возраста воспитанников осуществляется воспитателем дошкольного образования в специально организованной деятельности посредством использования игровых упражнений имитационного характера (5–7 минут), музыкальных произведений и пр.

Кроме того, воспитателем дошкольного образования проводятся с воспитанниками следующие физкультурно­оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика (в отсутствие руководителя физического воспитания, при наличии руководителя физического воспитания — в соответствии с разработанным и утвержденным графиком проведения утренней гимнастики), физкультминутки на занятиях, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливание; создаются условия для организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Обращаем внимание на необходимость обеспечения качественной работы по взаимодействию педагогических работников с семьями воспитанников при разъяснении вопросов организации образовательного процесса в учреждениях образования, толкованию нормативных правовых актов, наполнению сайтов учреждений образования, информационных стендов в возрастных группах материалами по пропаганде здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом, включая анонсы и итоги проведения мероприятий по данной тематике.

Организация групп кратковременного пребывания воспитанников осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в группах кратковременногопребывания (от 2 до 7 часов) в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99.

В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Кодекса запрещено устанавливать учреждениям образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.

При осуществлении учреждением образования внебюджетной деятельности виды оказываемых им услуг должны быть отражены в Уставе учреждения образования в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005­2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85.

Пунктом 9 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 (далее — Положение о порядке формирования внебюджетных средств), определено, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). В части сумм превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности, остающихся в распоряжении учреждения образования, средства могут быть использованы по направлениям, указанным в пункте 25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств.

Пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь установлено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Министерство образования обращает внимание, что пунктом 30 Положения об учреждении дошкольного образования определены основные цели деятельности УДО: обеспечение разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта.

Основными задачами специального дошкольного учреждения (пункт 19 Положения о специальном дошкольном учреждении) являются: обеспечение получения специального образования лицам с ОПФР на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений, социальная реабилитация воспитанников, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение воспитанников в активное социальное взаимодействие, обеспечение их интеллектуального, личностного и физического развития, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям и др.

Организация иных видов услуг не является приоритетной целью деятельности государственных учреждений образования.

Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с поставленными задачами годовой план включает в себя следующие структурные компоненты.

  1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год.
  2. Организационно­педагогические мероприятия
  3. Работа с педагогическими работниками
  4. Воспитательная работа
  5. Психолого­педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса
  6. Взаимодействие с семьями воспитанников
  7. Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования
  8. Организация работы в летний оздоровительный период
  9. Контроль: виды и содержание контроля.
  10. Административно­хозяйственная деятельность

В предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, в том числе распространения инфекции COVID­19, специфики деятельности учреждения образования.

Например, планирование и организацию различных форм работы с кадрами, семьями воспитанников в условиях распространения инфекции COVID­19 необходимо осуществлять с учетом требований методических рекомендаций, в том числе на ограничение (запрет) проведения:

педагогических советов, собраний работников, иных мероприятий в очном режиме с общей численностью участников более 5 человек, проведение указанных и иных мероприятий в формате видеоконференций (с использованием средств видеосвязи);

родительских собраний и личных встреч педагогических работников с родителями (законными представителями) воспитанников, использование для общения телефонов, электронной почты и др.

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.

Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников).

В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий УДО).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом УДО, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: предметная (в группах раннего возраста), познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая).

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (задачи деятельности учреждения образования на учебный год; научно­методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) — на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.