О важности артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи, по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме гимнастики.

Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппаратаразвитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

В последнее время, то ли в силу загруженности родителей, то ли в силу других причин, родители не выполняют с детьми артикуляционную гимнастику, считая ее не особо важной.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова,подобные занятия способствуют:

Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;

Улучшению подвижности артикуляционных органов;

Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;

Обучению ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

Увеличению амплитуды движени

й;

Уменьшению напряженности артикуляционных органов;

Подготовке ребенка к правильному произношению звуков;

Развитию гибкости органов речевого аппарата.

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ,языка: чашечка, трубочка. и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели—требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комп

лексы, каждый из которых имеет определенную направленность, проводятся каждый день, важно следить,чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые родителиартикуляционная гимнастика-это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. И если выполнять ее ежедневно, в игровой форме, это значит помогать своему ребенку еще на один шаг приблизиться к чистому звукопроизношению, к чистой и красивой речи.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.