Огород на подоконнике

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на земле.

   В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Необходимо вводить детей в окружающий мир природы так, чтобы ребенок каждый день открывал для себя что-то новое, чтобы он рос исследователем, каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе.

 

    Одной из задач «огорода на подоконнике» является: научить воспитанников умению видеть красоту природы, умению радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе, нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.

     Огород на подоконнике в учреждении дошкольного образования  способствует развитию любознательности и наблюдательности у воспитанников. Он расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этические чувства, учит  радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

   Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира, и они всегда с удовольствием откликнутся на участие в интересном эксперименте. Поэтому очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке, последующем уходе за растениями, регулярно следили за изменениями в жизни растения.

     Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать  развитию детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же, в младших группах достаточно посадить 1 – 2 вида растения, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5 видов.

Примерный перечень растений для посадки:

·         лук-репка

·         дольки чеснока

·         корнеплоды свеклы

·         морковь

·         петрушка

·         укроп

·         листья салата

 

      Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны вестись регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель сам зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – привлекает  детей к фиксированию происходящих изменений: например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья. В старших группах результаты наблюдений полностью зарисовывают дети.

 Такой вид совместной с воспитателем деятельности развивает у детей наблюдательность, заботливость, приучает их внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.

    Целесообразно проводить экспериментальную деятельность с одним видом растения, но высаженного разными способами и выращенного в разных условиях.  Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

   Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших групп – ветки нескольких пород (растущих на территории учреждения).

      Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

1.     Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2.     Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3.     Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе экспериментально-исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

   Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе в ходе проведения экспериментирования с растениями в огороде на подоконнике группы, способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.