Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки должны использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро сориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основные показатели двигательной самостоятельности.
Почти у каждого ребенка есть любимая игра или игрушка, которой он неизменно посвящает минуты своего досуга. Один любит играть в мяч, другой скачет, вращая скакалку не только вперед, как все, но и назад.
Эту привязанность ребят к физическим упражнениям надо всячески поощрять и развивать. В таких упражнениях закрепляются двигательные навыки, воспитывается умение самостоятельно подбирать и выполнять движения, формируются организаторские способности.
Летом для самостоятельного выполнения можно предложить детям следующие игровые упражнения:
«Будь ловким»
Под веревкой (длина 3-4 м, которую раскачивают, держа за концы двое детей), ставятся кегли. Выбрав момент, ребенок должен подбежать, взять кеглю и отбежать. Если веревка задела убегающего, он ставит кеглю на место.
«Попади в корзину»
На веревке, один конец которой привязан к дереву (забору, гимнастической стенке), а второй держит воспитатель, привязана корзина. Воспитатель раскачивает веревку вправо-влево, дети бросают в корзину мячи (мешочки с песком, шишки).
«Забрось мешочек с песком на пенек»
Задание считается невыполненным, если мешочек соскользнул с пенька.
«Автогонщики»
Один конец верёвочки привязывается к машине, другой наматывается на палочку, которую ребенок держит в обеих руках и вращает. Чья машина впереди?
«Верхом на палочке»
«Всадники» скачут галопом, преодолевая по пути препятствия: ров (перепрыгнем, дерево (обскачем) и т. д.
«Подумай, как пройти»
На площадке нарисованы в ряд прямоугольники, расположенные по-разному: вдоль, поперёк, по диагонали. Надо пройти, ставя ногу на каждый прямоугольник только вдоль.
«Поймай самолет»
Воспитатель пускает бумажный самолет. Дети стоящие впереди воспитателя, стараются поймать его.
«Кто дальше бросит мяч (мешочек) через голову назад»
«Чей мяч отскочит дальше после броска о стену»
«Чей обруч дольше вращается»
«Догони свой обруч»
«Кто дольше удержит (вертикально) палку на ладони»
Организуя самостоятельные игровые упражнения с детьми, воспитатель должен обязательно следить за самочувствием детей, нагрузкой, подстраховывать их, предупреждать травмы, постоянно поддерживать игровое настроение.