Дорогие родители!
Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Успешному развитию речи способствует двигательная активность ребенка. Надо давать ему возможность ползать, брать предметы. Особое значение имеют тонкие движения пальцев рук. Нужно ребенку делать массаж каждого пальчика от конца к ладони движениями, напоминающими натягивания перчаток. Упражнения для пальцев следует подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Полезны игры с пальчиками: «Ладушки, ладушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Мальчик-пальчик» и т.д. Занятия с ребенком не должны быть длительными и утомительными. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Часто развитие речи ребенка тормозит «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.)
Для развития речи ребенку недостаточно только слышать слова. Для лучшего соотношения названия с предметом ребенок должен осязать его, — трогать, определяя его тяжесть, мягкий он или твердый, теплый или холодный, гладкий – шершавый. Информация, идущая через осязание, зрение и слух, способствует развитию речи.
Чтобы речь развивалась, с ребенком надо говорить. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Необходимо как можно чаще читать детям стишки и сказки. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет свой артикуляционный аппарат.
При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Ребенок уже складывает разрезную картинку из двух частей. Соотносит предметы по цвету, знает один цвет. Понимает «один-много». Активный словарь достигает до 300 слов. Начинается первый период вопросов «что это?». Использует форму множественного числа существительных, простые предлоги.
В каких случаях вам нужно получить консультацию учителя-дефектолога?
- Если в возрасте двух лет ваш малыш все еще не начал говорить.
- Во время речи вы видите, как у ребенка между зубами высовывается кончик языка или раздуваются щёки, а речь при этом носит «хлюпающий» оттенок.
- Когда ребенок говорит, его голос звучит с носовым оттенком, т.е. ребенок «гнусавит».
- Ваш ребенок заикается.
Не оттягивайте с визитом к учителю-дефектологу. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Часто любящие родители снисходительны к задержкам речевого развития ребенка, несовершенству произношения звуков родного языка, что может быть причиной задержки речевого и общего развития ребенка. К сожалению, не всегда развитие речи соответствует возрасту. Отставание в овладении речевыми навыками соответственно возрасту создает целый ряд сложностей. Прежде всего, ребенок не находит естественного контакта со сверстниками. Он вынужден иметь дело с детьми младшему по возрасту, что еще больше тормозит его психическое развитие.
В этом случае необходима консультация врачей-специалистов: психиатра, невролога, занятия с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Медикаментозное лечение, физиотерапия, ЛФК, охранительный режим и коррекционные занятия помогут в преодолении задержки речевого развития. За консультацией к специалистам нужно обращаться как можно раньше. Нужно учесть также, что у ребенка могут быть аномалии в строении речевого аппарата – неправильные прикусы, большой язык, слишком высокое верхнее небо, расщелины в небе и др. – тогда ему, как правило, нужна помощь ортодонта.
Во всех видах лечения ребенка большая роль принадлежит родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов.
Прежде всего это относится к занятиям учителя-дефектолога. Родители должны знать для чего даются те или иные речевые упражнения, понимать их смысл и представлять себе ожидаемые результаты.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие понимания речи;
- артикуляционная гимнастика;
- исправление произношения звуков речи;
- выработка правильного речевого дыхания и голоса;
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики рук;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- работа над выразительностью речи.
Таким образом, коррекционная работа многопланова и требует систематических усилий специалистов и родителей ребенка, обученных доступным им видам помощи своим детям.