Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей дошкольного возраста:
- затруднения при освоении сенсорных эталонов;
- затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
- затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
- затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.
Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологии, и совершенствование познавательной сферы.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.
Словесные игры
«Да и нет».
Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет». Например, этот предмет круглый? (Да.) Он стоит на верхней полке?
«Найди пропущенную фигуру», «Продолжи ряды фигур, знаков», «Цепочки закономерностей»
Для развития мыслительной и речевой деятельности также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
- Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
- Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
- Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
- Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
- У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
- Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)
Задачи – шутки
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)
- На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
Скороговорки
Возле грядки—две лопатки
Возле кадки—два ведра.
Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке.
______________________
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного, сказка помогает развивать не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Например, в сказке «Цветик — семи цветик» ребёнок знакомиться с составом числа семь, закрепляет знания о временах года и днях недели.
Например, к сказке «Колобок» можно задать вопросы: Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?
Анализируя вместе с родителями то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, ребёнок овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание, способствует прежде всего формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных отношений.
Таким способом можно помочь детям с речевыми нарушениями сформировать математические представления.