Трудовая деятельность несет в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.
Труд дает реальный, прямой результат. При этом результатом труда детей дошкольного возраста следует понимать не только материальное его воплощение — посаженное дерево, отремонтированную игрушку, подклеенную книгу, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода «моральный продукт»- ребенок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключенное в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.
Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь тысячу раз убеждает в том, — писал В.А. Сухомлинский, — что подготовка ребенка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным – таким, который материализует тончайшие движения души».
И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу. В которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.
В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступать, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у детей дошкольного возраста зарождаются деловые взаимоотношения. Для них характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и требовать этого от товарищей, оказывать друг другу помощь не только из — за симпатии или сопереживания, но и из-за ответственного отношения к порученному делу (чтобы лучше и быстрее закончить свою работу). Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.
В трудовой деятельности дети дошкольного возраста успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, что важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам совместного труда.
В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку-труженику.
В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию.
Воспитывая положительное отношение к человеку-труженику, мы приобщаем ребенка к моральным ценностям нашего общества, способствуем формированию идеалов.