Наиболее простая формулировка дислексии звучит так: это разновидность трудностей в обучении, которая связана с процессом чтения. Интеллектуальные способности ребёнка в данном случае не играют никакой роли. Сложности вызваны физиологическими причинами. Дислексия – это особенность развития, поэтому её нельзя вылечить, как болезнь, но она поддаётся коррекции.
Диагноз дислексии обычно не ставится до тех пор, пока у ребёнка не сформировались устойчивые навыки чтения – то есть, до окончания первого или начала второго класса.
Рекомендуется проверить ребёнка дошкольного возраста у специалиста, если он:
- Испытывает проблемы с заучиванием детских стихов;
- Не чувствует рифмы;
- Не может распознать буквы своего имени;
- Неправильно произносит знакомые слова;
- Имеет скудный словарный запас;
- Неспособен разделить слово на слоги и звуки;
- Плохо пользуется мелкой моторикой;
- Не запоминает последовательности: дни недели, месяцы года и т.п.
Дети-дислектики, которые уже начали обучаться чтению, могут капризничать, когда их просят почитать, или жаловаться на то, что им трудно это делать. Они испытывают трудности с чтением самых простых слов: «дом», «кот», «стол» и так далее. Они не в состоянии соотнести звук с буквой. Они могут пытаться угадывать слова вместо их прочтения: например, если на картинке с собакой написано «собака», они прочтут это как «щенок».
Таким детям может быть трудно выполнять последовательность действий, даже состоящую всего из двух этапов: например, положить игрушку в коробку, а коробку поставить на полку. Иногда они не понимают, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Им бывает трудно сосредоточиться на чём-то. Они любят слушать, когда им читают вслух, но сами не проявляют интереса к чтению.
Основные задачи по профилактике дисграфии у детей:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
- Формирование связной речи: пересказ, составление рассказа.
- Совершенствование пространственно-временной ориентировки на себе, на листе бумаги.
- Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
ИГРЫ И УПРАЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ
- Игра «Волшебная буква» — выкладывание букв из палочек.
- Игра «На что похожа буква?»: А – антенна, лестница; У – уши, вешалка.
- Определение буквы, написанной на спине, на ладони, в воздухе.
- Поиск букв, наложенных друг на друга
- Игра «Измени букву» — буквы выложить из палочек, передвинуть палочку, чтобы получилась новая буква.
- Придумывание слов с данным слогом: ма – мама, машина, макароны.
- Подсчет слов в предложении.
- Упражнение «Послушаем звуки» — закрыть глаза и назвать звуки, которые слышатся дома, за окном.