Профилактика дислексии у детей дошкольного возраста

Наиболее простая формулировка дислексии звучит так: это разновидность трудностей в обучении, которая связана с процессом чтения. Интеллектуальные способности ребёнка в данном случае не играют никакой роли. Сложности вызваны физиологическими причинами. Дислексия – это особенность развития, поэтому её нельзя вылечить, как болезнь, но она поддаётся коррекции.

Диагноз дислексии обычно не ставится до тех пор, пока у ребёнка не сформировались устойчивые навыки чтения – то есть, до окончания первого или начала второго класса.

Рекомендуется проверить ребёнка дошкольного возраста у специалиста, если он:

  • Испытывает проблемы с заучиванием детских стихов;
  • Не чувствует рифмы;
  • Не может распознать буквы своего имени;
  • Неправильно произносит знакомые слова;
  • Имеет скудный словарный запас;
  • Неспособен разделить слово на слоги и звуки;
  • Плохо пользуется мелкой моторикой;
  • Не запоминает последовательности: дни недели, месяцы года и т.п.

Дети-дислектики, которые уже начали обучаться чтению, могут капризничать, когда их просят почитать, или жаловаться на то, что им трудно это делать. Они испытывают трудности с чтением самых простых слов: «дом», «кот», «стол» и так далее. Они не в состоянии соотнести звук с буквой. Они могут пытаться угадывать слова вместо их прочтения: например, если на картинке с собакой написано «собака», они прочтут это как «щенок».

Таким детям может быть трудно выполнять последовательность действий, даже состоящую всего из двух этапов: например, положить игрушку в коробку, а коробку поставить на полку. Иногда они не понимают, что такое «верх», «низ», «лево», «право». Им бывает трудно сосредоточиться на чём-то. Они любят слушать, когда им читают вслух, но сами не проявляют интереса к чтению.

Основные задачи по профилактике дисграфии у детей:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Формирование связной речи: пересказ, составление рассказа.
  5. Совершенствование пространственно-временной ориентировки на себе, на листе бумаги.
  6. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

ИГРЫ И УПРАЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ

  • Игра «Волшебная буква» — выкладывание букв из палочек.
  • Игра «На что похожа буква?»: А – антенна, лестница; У – уши, вешалка.
  • Определение буквы, написанной на спине, на ладони, в воздухе.
  • Поиск букв, наложенных друг на друга
  • Игра «Измени букву» — буквы выложить из палочек, передвинуть палочку, чтобы получилась новая буква.
  • Придумывание слов с данным слогом: ма – мама, машина, макароны.
  • Подсчет слов в предложении.
  • Упражнение «Послушаем звуки» — закрыть глаза и назвать звуки, которые слышатся дома, за окном.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.