Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребенка в детском саду: и тогда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает все за собой, и когда он готовится к игре или заканчивает ее, и когда собирается на прогулку или помогает товарищу, взрослому и т. п. Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие возможности.
Оформляя помещения детского сада – групповые и раздевальные комнаты, вестибюли и коридоры, зал, — необходимо учитывать их функциональное значение В групповых и других помещениях должны быть созданы условия для трудовой деятельности. Наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартук для дежурных по столовой и т. п. – все это необходимо для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения. Желание ребенка выполнить требуемое правило( есть аккуратно, мыть руки и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного и неприятного. Поэтому важно чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании.
В формировании навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капустикян «Кто скорее допьет», и др. Например, утром, игровая ситуация – приходит кукла, у которой измазаны ладошки. Чтение воспитателем отрывка из произведения А. Барто «Девочка чумазая»:
Ах ты , девочка чумазая,
Где ты ручки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки!
Чтобы потекла водичка из крана предложить детям прочитать «Приказ» Эммы Мошковской
Кран! Откройся! Нос! Умойся!
Нос! Купайся! Грязь смывайся!
Поощрять детей за правильную технику мытья рук.
Во время одевания на прогулку прочитать детям стихотворение: Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую.
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не издевались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка.
И держали бы башмак
Крепко-накрепко…Вот так!
Дети очень любят тайны, секреты. Все дети верят в чудеса и хотят быть волшебниками. Как обыграть такой вид труда, как уборка участка. Можно превратить его в секрет для дворник (обыграть). «У дворника много работы, — говорит воспитатель, — он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранде, и делать нечего – чисто. Пусть подумает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
«Ребята, в нашем саду появился волшебник» — говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем),- я вчера очень устал, но пришел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети, не могли бы превратиться в волшебников? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам)».
А вот каким может быть тайное задание – наносить песку в песочницу. «Кто хочет вступить на боевое задание – стройтесь!»(вручает пилотки, ведра, лопатки, совки). «Отряд, смирно! Слушайте: сейчас мы должны стать десантниками, но на место боевых действий надо пробраться незаметно, чтобы никто нас не видел». Когда все дети явились на участок к малышам снова команда (шепотом): «Товарищи десанты, здесь произошел несчастный случай, малыши по незнанию рассыпали песок по участку и песочница опустела. Ее нужно срочно наполнить. Кто хочет принять участие в этом важном задании — шаг вперед. Вашим орудием будет лопата. Обращайтесь с ней осторожно, не заденьте других. Кого выбираете командиром? Это важное боевое задание покажет кто из солдат сильный и ловкий».
Линейка: «Отряд, равняйсь, смирно! Объявляю всем благодарность за помощь малышам. Уходим с участка не заметно как разведчики».
Такие секретные задания не только способствуют развитию у детей интереса к труду, желание выполнять работу на «отлично», но и своей таинственностью украшают детство ребенка, часы пребывания его в детском саду. При умелом управлении даже субботник может стать интересным и увлекатеным делом: в течение недели , предшествующей субботнику, воспитатели играли со своими воспитанниками в телеграф. Дети выступали в роли почтальонов осуществляя связь между родителями и педагогами. Они передавали письма с информацией о субботнике. Так к выходному дню уже многие мамы и папы были готовы трудиться на благо детского сада. Субботник проходил очень весело: в тумане дождливого утра появлялись то скоморохи, то огромный медведь, звучала музыка. Пока взрослые и дети с воодушевлением трудились на территории детского сада, часть ребят в группах пекли печенье под руководством повара. Чай с этим печеньем оказался необыкновенно вкусным. Успех от хорошо выполненной работы наполняет сердце ребенка радостью и вызывает желание вновь браться за дело. И чем больше потрачено усилий, тем сильнее чувство радости.
Творчество не имеет границ. Можно найти множество волшебных методов в организации следующих трудовых дел: лечении деревьев, расчистке снега, подклейки книг, мытье стульев, шкафчиков, стаканчиков, подносов, досок, наполнении песочницы, уборке участка своей территории или ясельной группы, поливке, посадке деревьев, цветов, овощей.
Большую помощь в организации труда оказывают алгоритмы. Опыт работы показывает, что алгоритмы помогают развивать у детей такие психические процессы, как внимание, память. Образное мышление.
Применение алгоритмов требует определенной последовательности. Сначала мы определяем цель деятельности, условие ее достижения. Затем вместе с детьми составляем модели этапов деятельности, то есть схематичное изображение алгоритма. Только после этого дети могут самостоятельно применять алгоритм.
Например, перед посадкой растений в группе была проведена беседа о том, какие орудия труда требуются для посадки. Затем вместе с детьми зарисовали этапы деятельности в форме символов. И только после этого приступили к посадке растений.
« Как вырастить растение». (вскопай землю – разрыхли ее – сделай бороздки – налей воды – положи семена – присыпь землей – полей водой).
« Как помочь птицам зимой».(приготовить корм – сделать кормушки и развесить их – насыпать корм в кормушки ежедневно)
«Как ухаживать за аквариумом». (поменяй воду – протри стенки аквариума – подстриги водоросли – насыпь корм).
«Как ухаживать за попугаем». ( вычисти клетку – напои водой – покорми).
Огороды в помещении могут быть представлены разными вариантами. Удобнее всего выращивать овощные культуры в небольших ящиках на подоконниках. Можно просто насыпать в ящик земли, а можно поставить туда разнообразные горшочки с растениями, разместив их на разной высоте (многоэтажный огород), заполнив пустоту керамзитом или другими камешками. Такие мини-огороды могут стать составной частью макета сельскохозяйственного подворья их можно украсть плетеным забором, различными фигурками. И тогда огород станет не только местом для выращивания растений, но и послужит наглядным пособием для бесед, игр, в том числе и театрализованных. На таких огородах можно создать и необычные фигурки: веселых человечков, ежиков с иголками из проросших растении.
Огород во дворе так же может быть разным по форме. Можно разделить грядки в виде бабочек или цветов. Украсить большие огороды могут настоящий плетеный забор с крынками, симпатичный пугало, сказочный герой Страшила. На территории детского сада можно выращивать пищевые и лекарственные растения, обозначив их определенными значками. Все эти огороды послужат прекрасными видовыми точками экологических тропинок.
Выращенные овощи не обязательно сразу отправлять в суп, из них можно сделать забавные поделки, они могут превратиться в героев различных сказок и даже в актеров овощного театра.
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Увлечь детей в мир творчества, помочь развить фантазию, воображение, усидчивость, мелкую моторику, технические навыки с различными материалами – цель ручного труда.
Фантазии воспитателей и детей нет придела здесь и оригами, и фитодизайн и шитье, и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы, марионетки и т. д.
. Оборудование и материалы должны быть в достаточном количестве, быть привлекательными, размеры оборудования должны соответствовать росту детей. В процессе любого труда надо соблюдать правила гигиены: поза детей во время работы должна быть удобной, время от времени ее надо менять; не следует допускать переутомления детей. Младшие могут работать 15—20 минут, старшие — 20-30 минут.
Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. Направляя деятельность детей, тактично участвуя в ней, воспитатель формирует духовный мир ребенка, его кругозор, положительную направленность чувств.