В структуре заболеваемости детей, посещающих учреждения дошкольного образования, патология органов дыхания составляет 78-80 %. Основной удельный вес падает на острые респираторные вирусные инфекции, уровень которых не снижается, а с каждым годом все возрастает.
Группу «риска» составляют те дети, которые переболели четыре и более раз ОРЗ, ОРВИ, Они легко подвержены инфицированию, часто сами являются носителями вирусной и бактериальной инфекции. У часто и длительно болеющих детей (Ч Д Б) – снижен иммунитет, поэтому у них чаще всего и возникают такие осложнения, как бронхит, пневмония.
- Длительное применение антибиотиков способствует развитию у детей дисбактериоза.
- У многих детей выявляется железодефицитная анемия. Определить ее не трудно: зубной кариес, сухость кожи, заеды, отставание в росте и т.д.
- Частые ОРЗ, ОРВИ пагубно влияют на структуру миндальных и аденоидных тканей ребенка.
- Дети отстают в физическом развитии.
Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказываются на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы, безынициативны, часто не успевают закончить начатое дело, их движения не координированы, они не умеют правильно дышать.
Все это накладывает свой отпечаток на работу с часто и длительно болеющими детьми.
Основные направления работы с такими детьми:
- Своевременное формирование физических качеств, двигательных навыков, мышечных движений.
- Использование комплекса мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекции. Это физкультурные занятия, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, и, конечно, закаливающие мероприятия.
Веками у представителей различных цивилизаций вода применялась для активного отдыха, для занятий спортом. В современном обществе она уже многие годы используется при физиотерапии различных заболеваний. Вода обладает уникальными свойствами, оказывающими положительное воздействие на наше тело, усиливает оздоровительный эффект.
Особенность закаливания ЧДБ – детей состоит в том, чтобы выработать механизм адаптации организма ребенка к действию физических факторов внешней среды, т.е. повышенной или пониженной температуре воздуха, изменениям атмосферного давления, путем тренировки процессов теплорегуляции. При повторном многократном воздействии холодных и тепловых раздражителей организм приспосабливается, повышается его общая сопротивляемость.
Закаливание часто и длительно болеющих детей начинается с воздушных ванн.
Физическая нагрузка – это жизнь. При физической нагрузке в организме вырабатываются вещества, регулирующие деятельность всех органов и систем, таким образом отпадает необходимость в стимулировании извне – в таблетках и уколах. Кроме того, при физической нагрузке в организме вырабатываются так называемые морфиноподобные вещества, которые имеют болеутоляющий эффект. Отсюда – совершенно неоправданно запрещение посещать часто и длительно болеющим детям занятия по физкультуре. Другое дело, что физическая нагрузка должна быть дозирована, без перегрузок, с индивидуальным подходом к каждому ребенку.