Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. А.В. Сухомлинский.
Логоритмика – это система музыкально — двигательных, речедвигательных, музыкально — речевых заданий и упражнений.
Особенность метода заключается в том, что движение сочетается с речевым материалом, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, речедвигательной, сердечно-сосудистой и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.
Цель логоритмики — развитие речи, посредством движения. Ритм — основа правильного формирования речи, а также правильного ее восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, развитию слоговой структуры и лингвистических способностей.
Главная особенность логоритмики — это простота. В нее можно играть в саду, дома, на улице, на остановке и др.
Предлагаем вашему вниманию несколько примеров логоритмических упражнений, которые вы можете использовать дома со своим ребенком:
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия ребенка и взрослого.
Упражнение «Дождик» Под приятную музыку ребенок стучат пальчиками согласно словам текста.
Капал дождик тихо, тихо по ладошкам по плечам.
Капал, стукал, капал, стукал тут и там, тут и там.
А потом закапал сильно, сильно-сильно стал стучать,
И по ручкам, и по ножкам, по коленкам ударять.
Вот какой веселый дождик, нам не страшен он совсем.
Вот какой веселый дождик, очень нравится он всем!
Упражнение «Черепаха» Выполняется в парах, взрослый делает массаж на спине ребенка согласно словам песенки (затем наоборот)
Шла купаться Черепаха (похлопывать по спине ладошками)
И кусала всех от страха (пощипывание по всей спине)
Кусь, кусь, кусь,кусь, кусь, кусь ( медленная вибрация согнутыми пальцами)
Никого я не боюсь! (быстро повернуться, весело испугать партнера)
У-У-У !!!
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Дельфин.
В море плавает дельфин,
Много рыб, он не один. Вот растет трава морская,
И ракушки в ней сияют. Пять медуз в волнах играют. Солнца лучик пригревает. Веселится вся земля. Дружат в мире ты и я. |
Сложенные ладошки «ныряют» вверх, вниз Двигают ладошки в разные стороны Ладошки перевернуть вверх, пошевелить всеми пальчиками Открывать ладошки Пальчики бегают по поверхности Пошевелить всеми пальчиками Соединить пальчики в круг Сделать «Замочек» |
Паучки.
Два паучка прогуляться решили И по дорожке вперед поспешили. Оба стараются, не отстают – Пальчики-ножки резво бегут. |
Пальчики бегают по твердой поверхности.
|
Мишка косолапый.
Мишка косолапый по лесу гулял, Для своей берлоги место выбирал. Под сосной высокой Землю стал копать, Выкопал берлогу и улёгся спать. Звёздочки-снежинки Падали с небес, Снег покрыл дорожки И дома, и лес. И всю зиму ветер В том лесу шумел, И всю зиму мишка Под сосной храпел. |
Шагают большой пальчик и мизинчик
«Сосна» — ладошка вверх Гребем пальчиками по другой ладошке Одну ладошку накрыть другой. Соединить две ладошки, покручивая ими Покачать ладошками
Одну ладошку накрыть другой.
|
Музыкальные подвижные игры – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Игры доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе хороводные, игры-превращения, сопровождаемые речью, становятся для детей своеобразными маленькими спектаклями. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!
Игра с ускорением «Самолёты» под веселую музыку.
Залезаем в самолёт. И раз! Заводи мотор пилот. Б-р-р! Стекла очищаем. Вжик, вжик, вжик. Кнопки нажимаем. Чик-чик-чик. Приготовиться к полёту – Авиаторы вперед! Самолеты летят, самолёты, В самолетах веселые пилоты. Нас качает иногда – только это не беда. Мы летим – вот это да! |
Шаг вперед.
«Моторчик» Два указательных пальца покачать в стороны. Точки указательным пальцем.
Руки в стороны, прыжки то на одной, то на другой ножке.
Смотрим вдаль.
|
Чударики «Самолет» под веселую музыку.
Смотрите в небе самолет,
А в самолете там пилот. Штурвалом ловко управляет И между облаков летает. Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то гора.
То в небо смотрит весь народ, То зайцы водят хоровод. |
Смотрим вдаль
Смотрим в очки Руки перед собой, крутим штурвалом Руки вытянуты в стороны Перед собой сложить ладошки домиком Руки крестиком, и над головой
Смотрим вдаль Танец «Твист» |
Дыхательная гимнастика активизирует кислородный обмен во всех тканях детского организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Свеча»
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — на столе стоит свеча.
Чо-чо-чо .чо-чо-чо — ой как свечке горячо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — я подую на свечу. (дуем)
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность упражнений и используется спокойная музыка (П. Чайковский, В. Моцарт и др.), звуки природы.
Релаксация «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Взрослый медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая — очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье…
И становится понятно — расслабление приятно!
Релаксация «Пляж». Ребенок лежит на ковре. Звучит спокойная музыка. Ему предлагают закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнце и согревает. Ребенок отдыхает, наблюдает за облаками, слушает шум прибоя. Затем ребенку предлагается потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
Логоритмика оказывает благоприятное влияние на физическое состояние ребёнка, помогает развить его двигательные умения. Логоритмические упражнения являются действующим помощником в налаживании психоэмоционального состояния. Она способствует нормализации речи ребенка с ТНР вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!