Знакомим детей с искусством. Пейзажная живопись.

Зимний сон ( Зима ). 1908-1914.jpg

Пейзаж – это «портрет» природы. Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. Художник – пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «… ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но неочищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищает золото действительности, перетапливают его в изящные формы» В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстаёт природа. Как бы вновь сотворённая, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии. Ибо она одухотворена чувствами художника.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа:

первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж);

море (морской пейзаж);

горы (горный);

космос (космический);

изменённая человеком природа – села и города (соответственно сельский и городской) с их ландшафтами;

конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный);

изображение какой – либо местности в определённую эпоху (исторический);

а также сказочный и фантастический пейзажи. Природа на полотнах художников предстаёт в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой, многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимодействии богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

— колорит,

— композиция,

— рисунок.

Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. Как помочь детям видеть всё это

— великолепие,

— расшевелить чувства,

— разбудить воображение,

— ассоциации,

— помочь проникнуть смыслом и гармонией живописного пейзажа.

В средней группе мы (воспитатель, родители) впервые знакомим детей с пейзажем как жанром живописи.

Задачи:

* развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовольствие от встречи с ней, помогать детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

* подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую художник выражает своё индивидуальное восприятие свои чувства, переживания. используя особый художественно – выразительный язык – средства выразительности живописи;

* познакомить с выразительными средствами живописи: цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения, отражённого в пейзаже, рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы, по которым мы их узнаём, композицией, т. е. построением картины, что включает выбор формата полотна в зависимости от идеи, замысла художника, построение планов (близко – далеко, выделение главного положением в рисунке;

* помогать детям увидеть художественный образ – единства содержания и средств выразительности живописи;

* на доступном уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах природном (естественном) пейзаже с ярко выраженными чертами сезона, городском и сельском, о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи, обогатить словарь детей эмоционально окрашенной оценочной лексикой, искусствоведческими терминами, эпитетами и метафорами, образными выражениями, которые дети смогут использовать в своих суждениях;

* развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства по выраженному в них настроению;

Задачами (воспитателя, родителя) являются также накопления у детей опыта образного видения и восприятия окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления.

Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.