Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил.
Ребёнку доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему незатейливые и спокойные мелодии. Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребёнка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.
Исследования показывают, что одним из первых компонентов музыки ребёнок начинает улавливать РИТМ и реагировать на него. По всей вероятности, чувство ритма имеет свои биологические корни. Как известно, большинство необходимых функций человеческого организма ритмично. В зависимости от физического и психического состояния человека ритм этих функций изменяется.
Различные музыкальные ритмы по — разному действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с древних времён выделяют так называемые ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ и МАРШЕВЫЕ ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению. Эта способность музыки стимулировать движения используется в танцах, во время длительных переходов на марше и в парадном строю, при гимнастических упражнениях.
Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Особый интерес приобретает для него жанр ПЕСНИ, потому что теперь он может воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова, а также улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период СЛУШАНИЕ и РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН помогает совершенствовать и развивать речевые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.
ВАЖНО ДОБИВАТЬСЯ, чтобы дети пели без напряжения. НЕЛЬЗЯ разрешать им петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.
Научить ребёнка внимательно слушать музыку, понимать настроения и чувства, которые она передаёт, воспроизводить незамысловатые мелодии – значит так организовать стремления ребёнка, чтобы МУЗЫКА СЛУЖИЛА ЕМУ НЕ ВО ВРЕД, А НА ПОЛЬЗУ.
Интересно знать, что…
Ещё первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли.
Радостно на душе – сама просится на волю весёлая, бодрая песня. Задумался, замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе навалилось – ничто не выразит так, как музыка, боль и скорбь человеческую.
Древние философы Платон и Аристотель считали музыку лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу.
Древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам.
Современные исследования показали, что человеческое тело находится в постоянной музыкальной вибрации. Учёные установили, что музыка воспринимается разными зонами человеческого мозга. Расшифровав компьютерные томограммы, исследователи составили «музыкальную карту мозга», где выяснилось, например, что аккорды в виде терции и тонического
трезвучия воспринимаются только лобными долями головного мозга, отвечающими за наши положительные эмоции.
В современном мире есть такое понятие –музыкальная терапия.
Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Лёгкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы принимают эти музыкальные произведения, как таблетки и лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются в Японии.
В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах.
А в Мадрасе даже есть специальный центр по подготовке врачей — музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.
Наконец, и западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Самый большой эффект на пациентов оказывают мелодии В.Моцарта: не слишком громогласные, но и не
слишком тихие, плавные, но не занудные и не однообразные – очаровательные в своей простоте.
Этот музыкальный феномен, до конца ещё необъяснённый и поэтому загадочный, так и назвали «Эффект Моцарта».
Один из исследователей «Эффекта Моцарта», доктор Гордон Шоу объясняет: вибрация звуков создаёт энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.
В Канаде струнные квартеты Моцарта играют на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество ДТП.
Японцы проэкспериментировали: когда музыка звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее.
Замечено, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока.
И самое актуальное НОУ-ХАУ – это необычный лазерный диск, помогающий избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, создан в Москве.
В первую минуту прослушивания слышится нечто неопределённое, вроде птичьего чирикания, а затем льётся музыка… Какая? Это известная классика –«Токката и фуга ре-минор» Баха. Музыка должна быть обязательно полифонической, то есть многоголосой.
Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать: на клеточном уровне звон колоколов и колокольчиков. М.Мусоргский, опера «Борис Годунов» сцена коронования.
С.Рахманинов, 2-ой концерт. Ростовские колокольные звоны. При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику: Произведения В.Моцарта.
При язвенных болезнях желудка и гастрите
–сонаты Л.Бетховена.
Снимают раздражительность и нервные напряжения: Л.Бетховен, Лунная соната
П.И.Чайковский, Времена года.
П.И.Чайковский, Сентиментальный вальс
Песни М.Таривердиева и А.Пахмутовой.
Полное расслабление
Д.Шостакович, «Вальс» к к/ф «Овод»
Свиридов, «Романс» к повести «Метель»
Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:
И.Дунаевский, «Марш» к к/ф «Цирк».
А.Хачатурян, «Танец с саблями»