Проблемы детей тесно связаны с изъянами внутрисемейных отношений. Решить эти проблемы безучастия семьи невозможно. Но многие родители самоустранились от воспитания детей. Работать с такими семьями и растущими в них детьми тем сложнее, чем позже определяется существующая в семье проблема. Семейное неблагополучие — это социальная и нравственная болезнь. Как и любую другую болезнь ее труднее лечить, чем предупредить. Поэтому профилактика неблагополучия, выявление проблемы на ранней ступени её возникновения — залог сохранения семьи.
Что же такое неблагополучная семья?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.
*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном обостренно реагировать на всевозможные неблагополучные факты.
*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Для этого нужно:
- Сформировать полный банк данных о семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста в группе;
- Спрогнозировать возможность возникновения проблем в семьях и путей их предупреждения;
- Определить направления учебно-воспитательной работы. Организовать посещение на дому с целью оценки положения детей в каждой семье, которое предполагает личное общение с членами семей, обследование жилищно-бытовых условий.
- Отчёты с конкретными выводами и предложениями, которые по результатам посещения составляют их участники.
- Анализ поступившей информации. Планирование и организация работы с семьёй.
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
- Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
- Если у ребёнка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм.
Система принципов семейного воспитания.
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви счастья.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
- Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ