Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи. Как провести с ребенком время? Чем его занять, чтобы была польза? Игры можете использовать и сами адаптировать для своего ребенка в зависимости от его возможностей. Игры для развития тактильной чувствительности относительно просты, поэтому они легко включаются в повседневную жизнь ребенка. Любой успех нужно хвалить и вознаграждать. Бесформенные материалы — мука, тесто, цветной пластилин дают ребенку возможность получать радость от исследования, при котором нет погони за успехом и результатом — важен новый опыт. Главное в таких занятиях — сам процесс, а не конечный результат. Удержитесь от искушения действовать вместо своего ребенка и дайте волю его творчеству. Помните, что совместная деятельность взрослого и ребенка способствует установлению доверительных и нежных отношений между ними, а также благотворно сказывается на всестороннем развитии особого малыша. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи какое на вкус» и т.д. Доказана тесная связь пальцевой моторики с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому целесообразно играть с ребенком в игры, предполагающими развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, с речевым сопровождение.
Например:
Мы капусту рубим, (ребром ладони постучать по столу)
Мы морковку трём (движение сжатым кулаком как по тёрке).
Мы капусту солим (пальцы собраны в пучок).
Мы капусту жмём (сжимать кисти рук).
Овощи у Зины
У девочки Зиночки
(дети делают ладошки
«корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
(сгибают пальчики,
начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец!
(показывают большой палец)
«Разрезные картинки»
Формирование у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Развитие слуховой памяти. Учим вместе
Яблоко.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)
Грушка
Мы пасадзiм грушку
Усе, усе.
Няхай наша грушка
Расце, расце.
Вырасцi ты, грушка,
Вось такой вышынi,
Вырасцi ты, грушка,
Вось такой шырынi…
(З народнага)
Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха аромата яблока. Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий
виноград, кислый лимон.
Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания
Вдох носом — повернуть голову влево.
Увидели очень большое яблоко.
Выдох ртом с произношением звука о-о-о.
Повернуть голову направо.
Какая огромная груша!
Вдох носом, выдох ртом.
Игры с крупами
Не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и
успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в
доме-фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль.
вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие
машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет,
мерные ложки. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику,
но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление,
фантазию, умение считать и даже читать.
1 Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.
2 Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.
3 Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.
4 Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.
5 Перекладывать крупу с помощью пинцета.
6 Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки
или в отверстие в коробке, баночке. Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками:
7 Искать руками в крупе «клад» — мелкие игрушки.
8 Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.
9 Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.
10 Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.
11 Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.
12 Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.
13 Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образцы или дорожки между игрушками.
14 Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.
15 Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.
16 Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.
17 Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.
18 Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.
19 Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация.
20 Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.