ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Формирование навыков словоизменения и словообразования является одним из основных моментов в процессе развития речи в дошкольном возрасте. При формировании грамматического строя речи ребенку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих взрослых, выделения общих правил грамматики, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком должен быть сформирован на достаточно высоком уровне, что позволит ребенку в школьном возрасте перейти к успешному осознанию грамматических закономерностей языка.

Существуют игры и упражнения, которые помогают дошкольникам усвоить и закрепить навыки словоизменения и словообразования:

  1. Игра «Назови ласково»

Стол-столик

сад-садик

стул-стульчик

лапа – лапка

книга — книжка

ложка-ложечка

рука — рученька

  1. Игра «Назови детеныша»

У кошки – котёнок

у лисы – лисенок

у зайца – зайчонок

у собаки – щенок

3. Игра «Как зовут папу, маму и детенышей»

Кот – кошка – котята

заяц – зайчиха – зайчата

волк – волчица — волчата

4. Игра «Что для чего»

Где хранится хлеб — в хлебнице

где хранится соль – в солонке

где хранится сахар — в сахарнице            

5. Игра «Гномик и Великан»

У человека нос, а у гномика –носик, у великана — носище

       у человека глаз, у гномика –глазик, а у великана – глазище

       у человека рот, у гномика – ротик, а у великана – ротище

6. Игра «Назови того, кто…»

Кто строит дома – строитель

кто продает товары – продавец

кто шьет одежду — швея

7. Игра «Чем отличаются слова» (правильно показать, а затем назвать на картинках)

кто одевает, а кто одевается

кто вытирает, а кто вытирается

кто прячет, а кто прячется

(делается вывод: одевается, вытирается, прячется обозначают, что человек делает что-то с самим собой)

8. Игра «Добавь слово» (добавить слово-действие по картинкам)

Птица в клетку (что делает?) залетает

птица из клетки (что делает?) вылетает

птица к клетке (что делает?) подлетает

9. Игра «Голова, уши, хвост»

У кошки голова — кошачья, уши – кошачьи, хвост –кошачий

у лошади голова – лошадиная, уши – лошадиные, хвост –лошадиный

у зайца голова – заячья, уши – заячьи, хвост – заячий

10. Игра «Что из чего сделано»

Стакан из стекла – стеклянный

мяч из резины – резиновый

машинка из металла — металлическая

11. Игра «Попробуй сравнить»

Медведь тяжелый, а слон еще …тяжелее

Волк большой, а медведь еще…больше

Куст низкий, а трава еще …ниже

12. Игра «Образуй новое слово»

Сам летает – самолёт

Быстро ходит – быстроход

Сам катается — самокат

13. Игра «Что в магазине»

У меня огурец, а в магазине –огурцы

У меня кукла, а в магазине – куклы

У меня стул, а в магазине — стулья

14. Игра «Кто чем управляет»

Самолетом управляет летчик

Ракетой управляет космонавт

Поездом управляет машинист

15. Игра «Посчитай до 5»

Один дома – два дома — три дома — четыре дома – пять домов

Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов

Один помидор – два помидора – три помидора – четыре помидора – пять помидоров

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.