Адаптация. Поможем малышам вместе

Если осенью в детский сад… Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна. Разумеется, лишь Вы можете решить, что удобнее Вам и полезнее Вашему малышу: пойти в сад или остаться дома с Вами, бабушкой или няней. Но, даже если у Вас есть, кому сидеть с крохой, не отказывайтесь сразу от варианта детского сада: у него тоже есть свои преимущества.

Бесспорным плюсом детского сада является то, что ребенок обретает самостоятельность.

Посещая садик, малыш гораздо легче и быстрее осваивает навыки самообслуживания, учится кушать, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже через 3 — 4 месяца пребывания в детсадовской атмосфере ваш ребенок сможет освоить все эти премудрости.

Ежедневно «детсадовский» ребенок вынужден вступать в многочисленные контакты со сверстниками, что развивает умение договариваться, ждать своей очереди, принимать во внимание чужое мнение и отстаивать свое собственное. И, что самое удивительное, происходит это безо всякого участия взрослых: у детского коллектива свои законы, и малыш вынужден будет им подчиняться.

Есть такие виды деятельности, которые возможны только в детском саду, и научить они могут очень и очень многому. Такое, казалось бы, немудреное дело, как дежурство по столовой (согласитесь, практически невозможные в домашних условиях, если только у вас не пятеро детей) помогают вырабатывать бесценные навыки: заботиться об окружающих, организовывать совместную с товарищами деятельность, заботиться об общем успехе дела.

Дети, ходившие в сад, в дальнейшем лучше адаптируются в школе: быстрее вливаются в коллектив класса, умеют выстраивать адекватные отношения со значимым взрослым, планировать собственные действия, обладают навыками оценки товарищей и самооценки в различных видах деятельности. Напротив, «домашние» дети зачастую не могут регулировать собственное поведение и соотносить его с нормами совместной деятельности и требованиями «чужого» взрослого.

Дети, которые посещают детский сад в целом быстрее становятся самостоятельными. Они осваивают правила жизни «вне дома», вне домашних, «тепличных» условий. Так, например, они быстро привыкают самостоятельно есть и меньше капризничают по поводу пищи.

Посещение детского сада полезно и с медицинской точки зрения. Встречаясь в саду с чужеродной бактериологической средой, отличающейся от домашней, организм малыша активно нарабатывает иммунитет. 

В последние годы получило распространение странное для меня мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет — якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Ну, что здесь сказать: как правило, ясельные дети — это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу хочу отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 2.5 — 3 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка — это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой. Налаженный с детства контакт между детьми — это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Но если вы на семейном совете решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию. То, о чем пойдет речь далее, важно для всех родителей, но для вас — особенно, потому что вы ограничены временем.

1.Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу иделистические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2.Обратите внимание на распорядок дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного.

3.Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

4.Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

5.Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с распорядком дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою «рабочую» сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

6.Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Источник: О.Л.Гринева «Привыкаем к детскому саду»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.