Термин «буллинг» – что это такое? Это – длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение. Проблеме жестокого обращения в детской среде уделяется самое пристальное внимание. Проявления насилия в учреждении дошкольного образования отличается от насилия в школе. В начальной школе это группа детей, в дошкольном учреждении отдельные дети. В детском саду при насилии нет предварительной стадии обдумывания. Дети дошкольного возраста не осознают до конца своих действий. Отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами. Как дети выбирают жертву для травли? Стать целью травли очень легко – достаточно выделяться чем-либо среди сверстников. Это могут быть как внешние различия, так и поведенческие. Но стоит понимать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но не давать себя в обиду. Дети подсознательно находят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления. Основные черты ребёнка, которого легко угнетать: низкая самооценка, застенчивость, пугливость, мрачность, апатичность, незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего. Жертва травли неосознанно, сама является как бы провокатором такого к ней отношения. Конечно, это не значит, что ребёнок напрашивается сам, ни в коем случае!
Но его поведение настолько откровенно разнится с поведением сверстников, что это может стать причиной раздражения других детей. Это дети, которые плохо поддаются обучению и сильно отстают от остальных, подлизы и ябеды, сильно зависимые от родителей и гиперопекаемые, болезненные дети (из-за того, что редко появляются в саду, остальные дети от них отвыкают). Как понять, что ребёнка обижают? Если это касается детского сада, то ребёнок, которого обижают сверстники, может и не будет откровенно отказываться туда идти, но будет рад любой возможности остаться дома. После общения со сверстниками ребёнок подавлен. Могут случаться беспричинные истерики и слёзы без очевидного повода. Как выглядит ребёнок-задира? Дети, не умеющие сочувствовать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или мечтает им стать. Ощущает вседозволенность из-за неправильного воспитания или высокого социального статуса родителей. В вопросе детской травли всегда есть третья сторона, и вина наблюдателя ничуть не меньше вины самого агрессора. Почему дети бездействуют или подключаются к травле понять довольно просто: страх оказаться на месте жертвы, страх выделиться из толпы, дети, которые легко поддаются чужому влиянию. Они считают издёвки — развлечениями, а жестокость и грубость – нормой. Какова роль воспитателя? В школе насилие не всегда выходит за пределы коллектива, так как рассказчик будет считаться предателем. В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. Он следит за недопустимой агрессией. Все дети ждут реакции воспитателя. У воспитателя власть и физическое превосходство. Все это удерживает детей от применения насилия. В силу явного превосходства любое вмешательство воспитателя по сравнению с аналогичными действиями других педагогов оказывается несравненно более эффективным. Дети чувствуют это, даже если воспитатель никак этого не проявляет. Как бороться с буллингом? Обращайте внимание на поведение ребёнка, на чьей бы позиции он ни был: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресечь на корню. Проблема травли, разрешённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка. Особенность буллинга в том, что, если пустить всё это на самотёк, травля и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится. Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка, даже кажущихся вам сущей безделицей. Проигнорировав её один раз, вы больше никогда не добьётесь откровенности и не узнаете, когда и при каких обстоятельствах всё случилось.
Литература:
- Аршад С., Хусейн, Холокомб В. Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.
- Баркан А. И. «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.
- Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.
- Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.