Консультация для родителей
Дефицит родительской любви
Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы.
Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом. Еще чуть старше нехватка родительской любви и поддержки оборачивается зависимостью, несамостоятельностью, инфантильностью. Еще чуть старше оборачивается неверием в свои силы и возможности, виноватостью за все и вся. В младшем школьном возрасте чревато комплексом неполноценности и апатией к учебе и труду. В подростковом возрасте нехватка адекватной родительской любви и поддержки создает сложности с самоопределением, пониманием себя. В целом общая изолированность ребенка, внутренняя одинокость так же имеет корни в нехватке родительской любви.
Под нехваткой имеется в виду именно форма родительской любви. Никто не сомневается в том, что родитель любит своего ребенка. Но именно форма, в которой он эту любовь выражает, может быть неподходящей на том или ином этапе или не соответствовать той или иной ситуации. И тогда у ребенка не появляется возможность эту любовь получить и «впитать». К примеру, любовь в форме пристыжения ради воспитания достойной личности или в форме гиперопеки в больших количествах — очень плохо усваивается детьми и, скорее, создает дефицит, чем наполняет.
Для того, чтобы восполнить эмоциональный голод и «сбросить нервозность», дети находят какие-то объекты (или родители их предлагают), как «заменители» родительской любви. Компьютерные игры, социальные сети, переедание, табакокурение, уход в фантазии и прочее. Это формирует зависимое поведение. Когда вместо живого теплого, но недоступного родителя (по каким-то причинам) ребенок выбирает неодушевленный, но вполне доступный объект.
Из того, как родители любят ребенка, формируется его собственное отношение к себе. Мальчик или девочка учится относиться к себе — любить или недолюбливать, чаще ругать себя, чувствовать себя виноватым, вообще не обращать внимания на свои желания и потребности и т.д.
Ребенок, лишенный любви, то есть не тот, которого «строят» или опекают, а тот, который вообще потерял надежду на тепло от родителей, учится «зависимости наоборот». Т.е. ему настолько одиноко и больно, что он к себе вообще не подпускает, чтобы ни быть «брошенным» снова. В нем много недоверия и опасливости и в то же время внутреннего желания быть любимым, что во взрослом возрасте такие дети могут быть мало разборчивы в связях.
«Оставляемый», не получающий любовь в нужной форме ребенок может злиться, протестовать в самых разных (зачастую непонятных родителю) формах, может чувствовать сильную, хроническую депрессию, которая растягивается в некоторых случаях на несколько лет.
Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно вы, родители:
— вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;
— учите отличать добро от зла;
— жить среди сверстников.
Отношения в семье — это образец для детей, которые в ней воспитываются.
Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи.
В наше время Вам, уважаемые родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени:
— для систематического наблюдения за ребенком,
— для глубокого изучения его развития.
Дефицит родительской любви наблюдается с первых лет жизни ребенка.
Симптомы этой болезни следующие:
— ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит;
— намеренно делает глупости или же просто нарушает правила;
— часто болеет.
К сожалению, случается так, что:
— вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку свою любовь,
— не признаете значимость таких отношений,
— не хотите приобрести таких умений.
Поймите:
— ребенку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки!
Не комплексуйте из-за того, что малыш забирает у вас все свободное время.
Для развития ребенку нужно:
Максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями!
Дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша.
Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций:
Поощряйте самостоятельность своего ребенка.
Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации.
Не давайте готовых ответов — ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами.
Отмечайте достижения ребенка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам.
Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребенка критикой.
Пытайтесь ставить перед ребенком адекватные требования.
Требуйте от своего ребенка столько же – сколько требуете от себя.
Помните, что для ребенка положительный пример родителей значит больше их поучения.
Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры.
Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательность, а также о детском саде, школе.
Помните, после 20 мин. занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности.
Не проводите развивающих занятий с ребенком поздно вечером.
Помните, для продуктивной деятельности малышу необходимо спать 10 — 12 ч. в сутки, с учетом дневного отдыха.
Педагог-психолог Н.А. Щеглова