Часто у детей в дошкольном возрасте возникают страхи, которые негативным образом сказывается на развитии его личности. «Запугивая ребенка кошмарами, родители думают, что это сделает их детей более осторожными. Но если, не дай Бог, ребенок попадает в неприятную ситуацию, он от страха просто не в состоянии будет сообразить, как из нее можно выбраться!» (Н. Третьякова)
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом ( «Не бери — обожжешься», «Не гладь -укусит» и т.д.) Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развиваются неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности.
Какие дети чаще всего подвержены страхам?
— Дети чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребенке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).
— Дети чересчур честолюбивых, с болезненно обостренным чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребенка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка находиться в постоянном страхе: « А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу ее любовь?»
— Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
— Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.
— Дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
— Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.
Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам).
- От рождения до года — малышей способны напугать громкие звуки, неожиданный шум.
- От 1 до 2 лет — разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.
- От 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще является волк.
- От 3 до 5 лет – часто встречается триада страхов: страх одиночества, страх темноты и замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей бессмертный и Бармалей – они злые, коварные, воплощают в себе наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.
- От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось? Зачем живут люди? А так же формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов. Ведущим страхом является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6-7 лет – это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх. Типичные страхи этого возраста – черти, представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.
Самый бесстрашный возраст у девочек — 3 года, у мальчиков — 4 года.
Памятка для родителей
«Как избавить ребенка от страхов?»
Не следует:
— Запирать его одного в темной или тесной комнате;
— Бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);
— Строго наказывать и угрожать: «Плохо будешь себя вести, останешься ночевать в детском саду»;
— Пугать его животными, различными страшилками;
— Заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;
— Объявлять ребенку бойкот
Помните – к страхам приводит большое количество запретов и малое количества тепла и ласки.
Если ребенок боится, нельзя:
— Смеяться над ним и называть трусишкой;
— Высмеивать ребенка, особенно при других детях;
— Наказывать за страх
Тест тревожности
Отметьте пункты теста цифрами 0,1,2
0 – данная проблема отсутствует;
1 – только проявляется;
2 – ярко выражена.
Вопросы
- Ребенок легко расстраивается, много переживает.
- Часто плачет, ноет, не может успокоиться.
- Капризничает ни с того ни с чего.
- Часто обижается.
- Бывают приступы злости.
- Заикается.
- Грызет ногти
- Сосет палец.
- Разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Отсутствует аппетит.
- Плохо и неохотно встает.
- Часто моргает.
- Дергает плечом, рукой, теребит одежду.
- Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
- Старается быть тихим.
- Боится темноты
- Боится одиночества.
- Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
- Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
Менее 7 баллов — отклонения несущественны;
7-13 баллов — невысокая степень тревожности;
14-19 баллов – средняя степень психического напряжения;
20-27 баллов – ожидается нервный срыв, переход к высокой степени психоэмоционального напряжения;
28-40 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения.
Педагог-психолог Н.А. Щеглова