В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль учреждений дошкольного образования в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Процесс формирования личности ребёнка дошкольного возраста в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Воспитывать в людях бережное к ней отношение необходимо начинать с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. И воспитатели дошкольного образования, которые удивляются вместе с ними, учат не только смотреть, но и видеть в обычном – удивительное, не только слушать, но и слышать. И только от нас, взрослых – педагогов, родителей зависит захотят ли дети узнать еще больше.
На основании этого в учреждении дошкольного образования создаются условия для экологического воспитания детей: в групповых комнатах размещены уголки природы, зелёные зоны, что даёт возможность наблюдать детям за ростом и развитием комнатных растений, ухаживать за ними, проводить черенкование и наблюдение за появлениями корневой системы у растений и фиксировать увиденные изменения в дневниках наблюдений в виде рисунков, а также в книжках – самоделках, поделках.
В зимний период особое внимание уделяется фенологическому объекту «огород на подоконнике». он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда, воспитывать чувство ответственности за живой организм.