Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».
Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку.
Главная цель физкультурного уголка: удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в движении и приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи физкультурного уголка:
- развитие движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Требования к физкультурному уголку:
- Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
- Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
- Уголок должен быть эстетически оформлен.
- Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
- Наличие символики физкультуры и спорта.
В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме. В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия Руководителя физвоспитания. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.
В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).
Образовательный стандарт дошкольного образования Республики Беларусь устанавливает требования к результатам освоения содержания учебной программы дошкольного образования выпускник УДО должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, иметь физическую подготовку в соответствии с возрастными особенностями.
Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем.
Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.
Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как одно из условий здоровье сбережения и физического развития воспитанников всех возрастов.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети
играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на
здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры «Я знаю 5 имен…».
Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и
обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на
психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с
использованием нетрадиционного спортивного оборудования. Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет. Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка. Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.
Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.
Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
ПАМЯТКА для воспитателя «Комплектация физкультурных уголков»
- Теоретический материал
— картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
— картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
— картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
— картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
— картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
— картотека считалок (II младшая группа во II половине года);
— иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II
половине года);
— иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II
половине года);
— символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
— сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
- Игры (средние и старшие группы):
— дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото,
домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.
— спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
- Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
- Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
— мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
— коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;
— бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и
перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
— нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
— мячики – ежики;
— мешочки с разной крупой для рук;
— эспандер (средний и старший возраст).
- Для игр и упражнений с прыжками:
— скакалки;
— обручи;
— шнуры;
— бруски.
- Для перешагивания, подъема и спуска:
— бруски деревянные.
- Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
— кольцебросс;
— мячи резиновые разных размеров;
— попрыгунчики (средние и старшие группы);
— мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
— корзины для игр с бросанием;
— мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший
возраст);
— кегли;
— нестандартное оборудование.
- Выносной материал (по возрасту детей):
— мячи резиновые;
— мяч футбольный (средний и старший возраст);
— бадминтон (старший возраст);
— скакалки;
— обручи;
— лыжи;
— хоккейные клюшки;
— санки и т. д.
- Наличие бубна для проведения утренней гимнастики