Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Главная особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме.

Игра- основной вид деятельности дошкольников и является самой привлекательной деятельностью для детей, так как в ней они ощущают свободу. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В развивающих играх и упражнениях у дошкольников создается интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.

Особое внимание по формированию элементарных математических представлений следует уделять индивидуальной работе с детьми.

Если в игре ребёнок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребёнка бездействует.

Поэтому очень полезны игры, в которых дети действуют: собирают, разбирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д.

Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Особенностью развития дошкольников является то, что его восприятие носит предметный характер, т.е. все свойства предмета: например, цвет, форма, величина не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащим ему. Поэтому основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно лучше усваивали большой объём знаний. Поэтому я использую развивающие игры, так как для себя в процессе игры ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает внимание, память, мышление.Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость   от игровой деятельности постепенно перешла в радость обучения.

В качестве наглядного материала в процессе организованной образовательной деятельности использую иллюстрации и плакаты, мнемотаблицы, дидактический материал, развивающие игры и упражнения с учётом возрастных особенностей детей.    Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

В любом возрасте дети очень любят смотреть мультфильмы и телепередачи с веселыми и интересными персонажами, поэтому при формировании математических представлений, этот вид деятельности является очень эффективным. Например, познавательный цикл «Уроки тётушки совы».

Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей. При одевании на прогулку,уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, словесные игры («Противоположности», «Считаем парами»), игры с мячом («Отбивание мяча под счёт», «Съедобное – несъедобное», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.).Проводим опыты и наблюдения. Закрепляем знания о временах года, частях суток, величине предметов (дерево высокое, а кустик низкий).

Инсценировка и драматизация так же позволяют не только закрепить полученные знания, но и приобрести новые, научиться применять их в игровой деятельности и в жизненных ситуациях. В процессе организованной образовательной деятельности помогают создать вокруг сложной познавательной деятельности атмосферу волшебства, весёлой игры – игровые обучающие ситуации. Для этого используем мотивы детских сказок и стихотворений: «Три медведя», «Теремок», С.Я.Маршак «Весёлый счёт», считалки, скороговорки и т. д.

Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, как закрепление полученных знаний.

При рисовании частей туловища животных, птиц идёт закрепление названия геометрических фигур, также в аппликации при вырезывании круга, овала мы закрепляем названия квадрата,прямоугольника. Задание является чисто математическим, но всегда есть возможность для творческого проявления индивидуальности самого ребёнка.

Невозможно формировать элементарные математические представления у ребёнка, не организовав для этого специальную предметно- пространственную развивающую среду. Я оборудовала математический уголок занимательных игр, способствующих развитию внимания и логического мышления. Все игры доступны детям. Ребёнок может выбрать игру, привлекающую его внимание или соответствующую его интересам.

Создавая уголок занимательных игр, я ставила перед собой задачу: сформировать у детей интерес к элементам умственной деятельности, развивать качества и свойства личности ребёнка, необходимые для успешного обучения в дальнейшем, а также воспитывать потребность занимать свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Работая с детьми, я старалась одновременно работать с родителями, чтобы обеспечить разностороннее воздействие на детей, направленное на воспитания у них интереса к играм и занимательным задачам.

Психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр — это путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития.

Взаимодействие с родителями. Работая с родителями по данному вопросу, необходимо обращать их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. По дороге из детского сада домой можно учить ориентироваться на улице (знать название улицы, на которой расположен детский сад; название улицы, номер дома и квартиры, где проживает ребенок), обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить, где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов). В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. Дома отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением, закрепить знание дня своего рождения, возраста, приучать к четкому распорядку дня и т. п.

Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком в образовательной и самостоятельной деятельности. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Используемая литература:

Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических   представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.