Формирование навыков словоизменения и словообразования является одним из основных моментов в процессе развития речи в дошкольном возрасте. При формировании грамматического строя речи ребенку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих взрослых, выделения общих правил грамматики, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком должен быть сформирован на достаточно высоком уровне, что позволит ребенку в школьном возрасте перейти к успешному осознанию грамматических закономерностей языка.
Существуют игры и упражнения, которые помогают дошкольникам усвоить и закрепить навыки словоизменения и словообразования:
- Игра «Назови ласково»
Стол-столик
сад-садик
стул-стульчик
лапа – лапка
книга — книжка
ложка-ложечка
рука — рученька
- Игра «Назови детеныша»
У кошки – котёнок
у лисы – лисенок
у зайца – зайчонок
у собаки – щенок
3. Игра «Как зовут папу, маму и детенышей»
Кот – кошка – котята
заяц – зайчиха – зайчата
волк – волчица — волчата
4. Игра «Что для чего»
Где хранится хлеб — в хлебнице
где хранится соль – в солонке
где хранится сахар — в сахарнице
5. Игра «Гномик и Великан»
У человека нос, а у гномика –носик, у великана — носище
у человека глаз, у гномика –глазик, а у великана – глазище
у человека рот, у гномика – ротик, а у великана – ротище
6. Игра «Назови того, кто…»
Кто строит дома – строитель
кто продает товары – продавец
кто шьет одежду — швея
7. Игра «Чем отличаются слова» (правильно показать, а затем назвать на картинках)
кто одевает, а кто одевается
кто вытирает, а кто вытирается
кто прячет, а кто прячется
(делается вывод: одевается, вытирается, прячется обозначают, что человек делает что-то с самим собой)
8. Игра «Добавь слово» (добавить слово-действие по картинкам)
Птица в клетку (что делает?) залетает
птица из клетки (что делает?) вылетает
птица к клетке (что делает?) подлетает
9. Игра «Голова, уши, хвост»
У кошки голова — кошачья, уши – кошачьи, хвост –кошачий
у лошади голова – лошадиная, уши – лошадиные, хвост –лошадиный
у зайца голова – заячья, уши – заячьи, хвост – заячий
10. Игра «Что из чего сделано»
Стакан из стекла – стеклянный
мяч из резины – резиновый
машинка из металла — металлическая
11. Игра «Попробуй сравнить»
Медведь тяжелый, а слон еще …тяжелее
Волк большой, а медведь еще…больше
Куст низкий, а трава еще …ниже
12. Игра «Образуй новое слово»
Сам летает – самолёт
Быстро ходит – быстроход
Сам катается — самокат
13. Игра «Что в магазине»
У меня огурец, а в магазине –огурцы
У меня кукла, а в магазине – куклы
У меня стул, а в магазине — стулья
14. Игра «Кто чем управляет»
Самолетом управляет летчик
Ракетой управляет космонавт
Поездом управляет машинист
15. Игра «Посчитай до 5»
Один дома – два дома — три дома — четыре дома – пять домов
Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов
Один помидор – два помидора – три помидора – четыре помидора – пять помидоров