Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду

Математическое развитие ребенка — это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах образовательного процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (специально организованная и не регламентированная деятельность), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них я реализую практически все требования учебной программы дошкольного образования; стараюсь осуществлять образовательные, развивающие и воспитательные задачи комплексно, математические представления формирую в определенной системе; использую разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);

г) игровой.

Старших дошкольников учу формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, предлагаю детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т. д. Учу задавать вопросы по результатам  непосредственного сравнения: «Ваня сравнил квадрат и прямоугольник.  О чем можно его спросить?», вслед за выполненным у доски практическим действием: «Спросите Соню, что она узнала, разложив предметы на два ряда? Посмотрите, что я сделала. О чем спросите меня?», на основе действия, выполненного рядом сидящим ребенком: «О чем можно спросить Рому?». Слежу, чтобы ответы детей были краткими или полными, в зависимости от характера вопроса; самостоятельными, осознанными; точными, ясными, достаточно громкими; грамматически правильными.

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

— выполнение разнообразных практических действий;

—  широкое использование дидактического материала;

— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые я  предлагаю в форме задания, организовываю как действия с демонстрационным материалом или в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения либо коллективные — выполняются всеми детьми одновременно, либо индивидуальные — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Наиболее эффективными я считаю комплексные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически, сочетая их друг с другом, например: «количество и счет» и «величина», «количество и счет» и «геометрические фигуры», «геометрические фигуры», «величина» и «количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятии.

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Модели широко используются при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь),  количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т. д. Они способствуют усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксируют фишками, так как поставлено условие — кукол в магазин брать нельзя); воспроизводят такую же величину (строят дом такой же высоты, как образец; для этого берут палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делают свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.  Наиболее широко используются дидактические игры.  Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры провожу на занятиях по математике и вне  их. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играют занятия в нетрадиционной форме, которые вызывают большой интерес у детей:

1. Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.

2. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

3. Театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

4. Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

5. Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

6. Экскурсии и наблюдения. Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений, которые организовываются как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Они становятся ценнейшим источником развивающей информации, т.к. дошкольники знакомятся:

•с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

• с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

• с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. На них дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Я использую художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам.  Это потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи, при формировании временных представлений стихотворения: «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков), у  С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года, «Круглый год», математическое стихотворение «Веселый счет», сказка «Теремок»  помогает запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики: дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку, сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? В сказке «Три медведя» и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

Проектная деятельность — достаточно эффективный метод обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, например, «Время». Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Что, на мой взгляд, делает занятия по математике наиболее эффективными?

-Нетрадиционная форма, что помогает привлечь к работе всех детей.

-Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

-Игровая мотивация.

-Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

-Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

-Чередование видов деятельности.

-Возможность организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.