Сегодня каждого родителя, у которого имеются дети старшего дошкольного возраста волнует вопрос: «Готов ли мой ребёнок к обучению в школе?» Многие из вас гордятся тем, что Ваш сын или дочь хорошо читают, считают, интеллектуально подготовлены. Но всё ли это? Задавали ли Вы ему вопрос: «Почему ты хочешь учиться?» Наличие познавательного интереса: стремление познать новое, узнать, что непонятно в предметах, явлениях – один из показателей психологической готовности детей к школе. Читать, писать, считать ребёнок может, но для чего это ему надо? Вот если он поймёт это, и поймет то, что только школа может дать эти знания, значит мотивация к учебной деятельности в школе у ребёнка сформирована.
Второй аспект, на который нужно обратить внимание родителей – возможность учиться ребёнку. Если мы рассматриваем психологическую готовность, то стоит обратить внимание на то, что у ребенка должен быть достаточный уровень интеллектуального развития:
- необходимый запас знаний о себе и об окружающем мире;
- ориентация во времени и пространстве;
- способность сосредоточиться, возможность удерживать внимание на задании, управлять своим вниманием, а также запоминать необходимый материал;
- умение выделять существенное в явлениях окружающего мира, сравнивать, классифицировать (видеть сходное и отличное), умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
- возможность самостоятельно осмыслить и оценить результат своей работы;
- достаточный уровень развития мелкой моторики рук и координации движений.
Помимо достаточного уровня интеллектуального развития ребенка важна и эмоционально-волевая готовность:
- умение управлять своим поведением, навыки самообладания, эмоциональная устойчивость;
- умение контролировать свою позу, спокойно сидеть на занятиях, так, как требует педагог, не вертеться и не вскакивать;
- возможность подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться достижения цели, работать систематически;
- готовность принять и соблюдать систему требований, предъявляемых школой и педагогом.
Третий важный показатель – навыки общения: ребенок должен хорошо владеть связной речью, знать правила общения, совместно действовать с взрослыми и детьми, не бояться проявлять инициативу в общении, вступать и поддерживать контакт как с детьми, так и со взрослыми.
Четвертый показатель – положительный образ «Я»: адекватная самооценка своего образа «Я», вера в себя и свои возможности (я смогу, я не боюсь, у меня все получится).