Игры в дорогу

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, направленные на расширение и обогащение словарного запаса, развитие связного высказывания, формирование грамматического строя речи. В игры можно играть с детьми в дороге (в детский сад, магазин; в машине, автобусе во время долгой поездки), и просто в любое время и как можно чаще, если хотите иметь у ваших детей развитую речь.

Игра «Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательной формы)

Взрослый предлагает назвать предметы ласково: дом-домик, солнце – солнышко, красивый — красивенький и т.д.

Игра «Что для чего»

(образование существительных)

Взрослый предлагает  вспомнить, где хранятся эти предметы:

Хлеб – в хлебнице,

Конфеты – в конфетнице

Мыло – в мыльнице, (салат, сухари, сахар, соль и т.д.).

Игра «Вместе веселей»

(систематизация словарного запаса)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюёт – кто?

Кошка, собака – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Льется, журчит – что?

Дождь, снег — что делают?

 Игра «Веселый счёт»

(согласование числительных с существительными и прилагательными).

Давай посчитаем по дороге кирпичные дома: 1 кирпичный дом, 2 кирпичных дома и т.д.

Посчитаем высокие деревья: 1 высокое дерево, 2 высоких дерева и т.д.

Игра «Как можно»

(расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» ребенок отвечает: «Весело, интересно, шумно».

Другие вопросы:

— Как можно плакать?

— Как можно пахнуть?

— Как можно ходить?

— Как можно кушать?

Игра «Исправь предложение»

(исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит предложение неправильно, а ребенок исправляет. Например: Камень нашел Артема.  (Артем нашел камень.) Пол бежит по кошке. (Кошка бежит по полу.)

Игра «Продолжи ряд предметов»

(обогащение словарного запаса, развитие логического мышления)

Взрослый называет два однородных предмета, а ребенок придумывает подходящие к данной категории слова.

Например: яблоко, груша — …(слива, вишня, абрикос).  Это фрукты.

Чашка, тарелка,…   (кастрюля, стакан). Это посуда.

Машина, лодка,… (автобус, самолет, трамвай). Это транспорт

Игра «Подружи слова»

(образование сложных слов)

Листья падают- листопад,

сам летит- самолет,

снег падает- снегопад,

сок выжимает – соковыжималка.

Игра «Все сделал»

(образование глаголов совершенного вида)

Скажи, как будто ты уже всё сделал: мыл — вымыл, писал – написал, играл — поиграл, ел – съел.

Игра «Кто (что) кем (чем)

станет»

(развитие мышления, обогащение словаря)

Взрослый называет предмет, а ребенку нужно подумать и сказать, чем (кем) станет этот предмет в будущем.

Яблоко — соком, компотом, пирогом, вареньем.

Цыпленок – курицей, петухом.

Игра «Ты идешь, и я иду»

(закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты идешь,  и я иду; ты выходишь, и я выхожу; ты переходишь и я перехожу; ты заходишь и я захожу.

Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь и т.д.

Игра «А что, если»

(развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло бы, если бы не было ни одной машины…

А что произошло бы, если бы не было ни одной конфеты… А что произошло бы, если бы не было солнца, дождя…

Игра «Кто или что может это делать»

(систематизация словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.

Например, идет – девочка идет, кошка идет, часы идут, дождь идет.

Подберите слова к глаголам стоит, сидит, летит, бежит, качается, плавает.

 Игра «Из чего какой»

(образование прилагательных)

Взрослый спрашивает: конфета из шоколада – какая? (шоколадная). Дом из кирпича — кирпичный. Стакан из стекла — стеклянный.

Игра «Что на что похоже»

(развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка).

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на …

Синий лед похож на …

День похож на …

Густой туман похож на …

Игра «Цепочка слов»

(закрепление умения выделять первый и последний звук в слове)

Взрослый и ребенок по очереди  называют любые слова, соблюдая правило: последний звук первого слова –  это первый звук второго слова, последний звук второ-

го слова – это первый звук третьего слова и т.д.

Кошка – автобус – санки – игла — ананас – сын – носорог и т.д.

Таким образом, играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и в дороге.

Уважаемые родители, превратите дорогу  в игру увлекательную, познавательную, интересную как для вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая может развивать его речь, мышление, внимание, память, воображение, творческие способности.

Желаем вам удачи в деле развития речи вашего ребенка!!!

 

Составила: учитель-дефектолог  Бродницкая О. А.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.