Коррекция слоговой структуры слова у воспитанников
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из видов патологии является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для коррекционной работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.
Методика коррекции слоговой структуры слова.
- Подготовительный этап.
Создание фонетико – фонематической базы. Фонематическая база – это овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М,Н,Б,П,В,Ф,Д,Т,К,Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра.
Фонематическая база – способность к воспроизведению:
— сочетание гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и тд.)
— слоговых сочетаний с общим гласным и разными гласными звуками (ТА-То-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА).
— слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО- ГО).
— слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА).
— слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости – мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ).
— слов, близких по слоговому составу (БОК-БАК-БЫК).
- Этап формирования слоговой структуры слова.
На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребенку даются слова с легко произносимыми звуками. Слова с тяжело произносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков.
2ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
3ступень. Проговаривание слов и их сочетаний, содержащих стечения согласных звуков.
- Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова .
На этот этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли воспроизводиться неверно (шипящие, Л, Р, Р’). Проводится отраженное проговаривание и заучивание:
— слов, словосочетаний и предложений
-рифмовок и стихов
— скороговорок
— рассказов
- Заключительный этап.
При этом ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:
— составление рассказов по опорным словам
— описание предметов
— придумывание начала или конца к рассказу логопеда
— придумывание сказок по набору игрушек
Хочу предложить вашему вниманию несколько заданий для преодоления нарушений слоговой структуры слова по принципу от простого к сложному.
Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия) — для этого подойдут музыкальные инструменты. Если их нет, можно сделать самим шумящие, звучащие коробочки, баночки. Например, взять коробочки из-под киндер-яиц, а наполнение может быть разным: манка, фасоль, гречка, монетки, горох, бусинки и т.д.
Можно предложить дидактическую игру «Отгадай, что звучало?». Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
Дидактическая игра «Громко-тихо». Ребенок должен отгадать, что звучало громко, а что тихо.
Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу.
Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, только с сохранными звуками, которые не искажены у ребенка.
1) Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди
- АПТА — АПТО — АПТУ — АПТЫ
- АКМА — АКМО — АКМУ — АКМЫ
- АКНА — АКНО — АКНУ — АКНЫ
- АКФА — АКФО — АКФУ — АКФЫ
- АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА
То же с гласными звуками: О, У, Ы в конце.
2) Повторить за взрослым слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука
ПА-ТПА НА-КНА КА-ТКА ФА-ТФА МА-КМА
ТА-ПТА ФА-КФА ХА-ПХА ВА – ДВА БА-ДБА
То же с гласными звуками: О, У, Ы.
3) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ
КТА-КТО-КтУ-КТЫ ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ
ХТа-ХТо-ХТУ-ХТЫ ТКА-ТКО-ТКУ-ТКЫ
ТХА-ТХО-ТХУ-ТХЫ ТФА-ТФО-ТФУ-ТФЫ
4) Повторить за взрослым слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении
ПТА-ТПА МТА-ТМА ФСА-СФА БНА-НБА ХВА-ФХА
ФТА-ТФА СПА-ПСА КТА-ТКА КНА-НКА ДВА-ВДА
5) Повторить за взрослым слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом
АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА
То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.
6) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце слова
- АХТПА — АХТПО — АХТПУ — АХТПЫ
- АКТПА — АКТПО — АКТПУ — АКТПЫ
- АПТКА — АПТКО — АПТКУ — АПТКЫ
- АФТКА — АФТКО — АФТКУ — АФТКЫ
7) Повторить за взрослым слоговые сочетания с четырьмя согласными, находящимися рядом
АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА.
То же с гласными звуками О, У, Ы в конце слова.
8) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания
- АФТКПА — АФТКПО — АФТКПУ — АФТКПЫ
- АПТКМА — АПТКМО — АПТКМУ — АПТКМЫ
- АФХТПА — АФХТПО — АФХТПУ — АФХТПЫ
- АКХТФА — АКХТФО — АКХТФУ — АКХТФЫ
- АКХМНА — АКХМНО — АКХМНУ — АКХМНЫ
9) Повторить за взрослым односложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.
10) Повторить за взрослым двусложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БОЛЮДО, КЛЮКВА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.
11) Повторить за взрослым трехсложные слова со стечением согласных звуков
Значение каждого слова уточняется.
ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНАТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.
12) Повторить за взрослым сочетания числительных с существительными
Значение каждого слова уточняется.
ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).
ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).
ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).
13) Повторить за взрослым сочетания прилагательных с существительными
Значение каждого слова уточняется.
ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).
ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).
МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод).
14) Повторить за взрослым четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков
- НАПОМИНАЛА — УПОМИНАЛИ
- УКУТЫВАЛИ — ЗАКУТЫВАЛИ
- ЗАПУГИВАЛИ — ОТПУГИВАЛИ
- ВЫПИЛИВАЛИ — ОТПИЛИВАЛИ
- ВЫКАПЫВАЛИ — ОТКАПЫВАЛИ
- ВЫДУМЫВАЛИ — ОБДУМЫВАЛИ
- ВЫДВИГАЛИ — ОТОДВИГАЛИ — ПОДОДВИГАЛИ
- ОБКЛЕИВАЛИ — ОТКЛЕИВАЛИ — ПОДКЛЕИВАЛИ
- ВЫНИМАЛИ — ОБНИМАЛИ — ОТНИМАЛИ — ПОДНИМАЛИ
- ВЫКИДЫВАЛИ — НАКИДЫВАЛИ — ОТКИДЫВАЛИ — ПОДКИДЫВАЛИ
- ВЫТЯГИВАЛИ — НАТЯГИВАЛИ — ОТТЯГИВАЛИ
15) Повторить за взрослым предложения
- Охотники выследили лису.
- Гости наследили на кухне.
- Дети выпускали птиц из клеток.
- Лисий след запутывает охотника.
- Охотники стаскивали с ног сапоги.
- С облепиховых веток осыпались листья.
- Дети высыпали подосиновики из кузовков.
- Под мамино пение все дети успокаивались.
- Спасатели остановили спуск автобуса с насыпи.
- Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
- Все насекомые повыскакивали из-под плинтуса.
- На автобусной остановке постоянно скапливались люди.
- Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.
- На свадьбе своего сына соседи составили все стулья и скамейки.
- Валентин и Валентина наблюдали, как львы отдыхали под пальмой.
В заключение хочется сказать, что коррекция слоговой структуры слов — это длительная, систематизированная работа, которая ведется по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
«___»_______________2017г. _____________________ Е.В. Прокопчик