Широко распространено мнение о том, что логопеды (учителя-дефектологи) только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
— развитие общей речевой активности;
— накопление словаря;
— овладение грамматикой;
— обучение навыкам словообразования и словоизменения;
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие связной речи;
— коррекция звукопроизношения.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
— развитие психических процессов (внимание, память, мышление);
— формирование элементарных учебных навыков;
— формирование предпосылок обучения грамоте.
Учителя-дефектологи занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми дефектами – нарушением зрения, слуха, психического развития, речи, опорно-двигательного аппарата.
Основной задачей дефектологов является не столько развитие речи, сколько психологическая и социальная адаптация ребенка с особенностями в развитии, а также развитие его интеллектуальных способностей.
Помощь дефектолога необходима не только деткам с нарушенным слухом и зрением либо малышам с различными нарушениями интеллекта. Даже обычному ребенку может понадобиться квалифицированная консультация.
Обязательно следует показать дефектологу ребенка с перенесенной родовой травмой центральной нервной системы. Причем сделать это нужно не тогда, когда малыш уже пытается говорить, а уже в первые полгода жизни. Специалист может посоветовать специальные развивающие упражнения, подсказать, на что следует обратить внимание конкретно у этого ребенка. Это же утверждение справедливо по отношению к малышам, родившимся с «заячьей губой» или «волчьей пастью».
Деткам более старшего возраста помощь учителя — дефектолога может понадобиться, если малыш много времени проводит в компании с телевизором или компьютером. Естественно, что в этой ситуации необходимо и максимально расширить общение с родителями и другими детьми.
Опытный дефектолог может также подсказать родителям как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение собственной речью. Под правильным руководством дефектолога дети учатся лучше выражать свои мысли, развивают способность к восприятию новой информации, лучше обучаются.