«Логоритмические упражнения для развития физических качеств воспитанников»

        

 Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения.                                                                                    А.В. Сухомлинский.

  Логоритмика – это система музыкально — двигательных, речедвигательных, музыкально — речевых заданий и упражнений.

Особенность метода заключается в том, что движение сочетается с речевым материалом, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, речедвигательной, сердечно-сосудистой и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.

Цель логоритмики — развитие речи, посредством движения. Ритм — основа правильного формирования речи, а также правильного ее восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, развитию слоговой структуры и лингвистических способностей.

    Главная особенность логоритмики — это простота. В нее можно играть в саду, дома, на улице, на остановке и др.

 

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров логоритмических упражнений, которые вы можете использовать дома со своим ребенком:

 

         Самомассаж  это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия ребенка и взрослого.

           Упражнение «Дождик»      Под приятную музыку ребенок стучат пальчиками согласно словам текста.

Капал дождик тихо, тихо по ладошкам по плечам.

Капал, стукал, капал, стукал тут и там, тут и там.

А потом закапал сильно, сильно-сильно стал стучать,

И по ручкам,  и по ножкам, по коленкам ударять.

Вот какой веселый дождик, нам не страшен он совсем.

Вот какой веселый дождик, очень нравится он всем!

 

               Упражнение   «Черепаха»      Выполняется в  парах, взрослый делает массаж на спине ребенка согласно словам песенки (затем наоборот)
Шла купаться Черепаха  (похлопывать по спине ладошками)
И кусала всех от страха  (пощипывание по всей спине)
Кусь, кусь, кусь,кусь, кусь, кусь  ( медленная вибрация согнутыми пальцами)
Никого я не боюсь!  (быстро повернуться, весело испугать партнера)
У-У-У !!!

 

      Пальчиковая гимнастика  тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дельфин.

В море плавает дельфин,

 

Много рыб, он не один.

Вот растет трава морская,

 

И ракушки в ней сияют.

Пять медуз в волнах играют.

Солнца лучик пригревает.

Веселится вся земля.

Дружат в мире ты и я.

 

Сложенные ладошки «ныряют» вверх, вниз

Двигают ладошки в разные стороны

Ладошки перевернуть вверх, пошевелить всеми пальчиками

Открывать ладошки

Пальчики бегают по поверхности

Пошевелить всеми пальчиками

Соединить пальчики в круг

Сделать «Замочек»

Паучки.

Два паучка прогуляться решили

И по дорожке вперед поспешили.

Оба стараются, не отстают –

Пальчики-ножки резво бегут.

 

Пальчики бегают по твердой поверхности.

 

Мишка косолапый.

Мишка косолапый по лесу гулял,

Для своей берлоги место выбирал.

Под сосной высокой

Землю стал копать,

Выкопал берлогу и улёгся спать.

Звёздочки-снежинки

Падали с небес,

Снег покрыл дорожки

И дома, и лес.

И всю зиму ветер

В том лесу шумел,

И всю зиму мишка

Под сосной храпел.

 

Шагают большой пальчик и мизинчик

 

«Сосна» — ладошка вверх

Гребем пальчиками по другой ладошке

Одну ладошку накрыть другой.

Соединить две ладошки, покручивая ими

Покачать ладошками

 

 

 

Одну ладошку накрыть другой.

 

Музыкальные подвижные игры – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Игры доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе хороводные, игры-превращения, сопровождаемые речью, становятся для детей  своеобразными маленькими спектаклями. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!

Игра с ускорением  «Самолёты» под веселую музыку.

 

Залезаем в самолёт.

И раз!

Заводи мотор пилот.

Б-р-р!

Стекла очищаем.

Вжик, вжик, вжик.

Кнопки нажимаем.

Чик-чик-чик.

Приготовиться к полёту –

Авиаторы вперед!

Самолеты летят, самолёты,

В самолетах веселые пилоты.

Нас качает иногда – только это не беда.

Мы летим – вот это да!

 

 

Шаг вперед.

 

«Моторчик»

Два указательных пальца покачать в стороны.

Точки указательным пальцем.

 

 

 

Руки в стороны, прыжки то на одной, то на другой ножке.

 

 

Смотрим вдаль.

 

 

 

 

Чударики  «Самолет» под веселую музыку.

Смотрите в небе самолет,

А в самолете там пилот.

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает.

Под самолетом то гора,

 

То лес дремучий, то гора.

 

То в небо смотрит весь народ,

То зайцы водят хоровод.

Смотрим вдаль

Смотрим в очки

Руки перед собой, крутим штурвалом

Руки вытянуты в стороны

Перед собой сложить ладошки домиком

Руки крестиком, и над головой

 

Смотрим вдаль

Танец «Твист»

 

         Дыхательная гимнастика  активизирует кислородный обмен во всех тканях детского организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Свеча»  

Ча-ча-ча, ча-ча-ча  —  на столе стоит свеча.
Чо-чо-чо .чо-чо-чо —  ой как свечке горячо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — я подую на свечу. (дуем)

 

Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.   В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность упражнений и используется спокойная  музыка (П. Чайковский, В. Моцарт и др.),   звуки природы.

Релаксация «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Взрослый медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая — очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье…
И становится понятно — расслабление приятно!

 

Релаксация  «Пляж». Ребенок лежит на ковре. Звучит спокойная музыка. Ему предлагают закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнце и согревает. Ребенок отдыхает, наблюдает за облаками, слушает шум прибоя. Затем ребенку предлагается потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

 

Логоритмика оказывает благоприятное влияние на физическое состояние ребёнка, помогает  развить  его двигательные умения.  Логоритмические упражнения являются действующим помощником в налаживании психоэмоционального состояния. Она способствует нормализации речи ребенка с ТНР вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.