Музыка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Мы формируем у ребёнка чувства ответственности, милосердия, патриотизма, способности различать добро и зло, готовим их служить людям и Отечеству.

Одна из важнейших задач музыкального образования – воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Воспитание потребности в «красивом» определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе, поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

-активизация познавательной деятельности детей.

-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач задействуются все виды музыкальной деятельности и используются такие формы организации музыкальной деятельности как музыкальные занятия, концерты, праздники и развлечения, литературно-музыкальные гостиные.

Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. В процессе работы дети приближаются к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.   Помимо интегрированных и типовых занятий, проводятся тематические, доминантные и сюжетные.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням: Барабан», «Мячик», «Самолет» Г. Фрида, «Автомобиль» М. Раухвергера, «Верхом на лошадке» А. Гречанинова, «Королевский марш львов» К. Сен-Санса, «Марш» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Турецкий марш» В. Моцарта.  Далее идут патриотические песни: “Дзяржауны гімн Рэспублікі Беларусь”, “Радзіма мая дарагая” В. Оловнікова, “Песня пра Мінск” І. Лученка, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни: Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к ближнему. В младших группах это чувство развивается через такие произведения, как «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Плачет котик» М. Парцхладзе, «Грустный дождик», «Хромой козлик» Д. Кабалевского; в средних и старших группах это «Грустная история» Г. Свиридова, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского.

В Белоруссии духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе фольклора и православной культуры.

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого белорусского народа, воспевание красоты родной природы.  Для этого используются такие произведения как «Саука ды грышка», «А мы грушку садзілі”, “Перапелачка”, “Зайграй мне дударачку”.  Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

Начиная с первой младшей группы (2-3года), на музыкальных занятиях    обращаемся к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, потешкам и прибауткам: “Калыханка”б. н.  п., “Люлі-люлі калышу” б. н. п., “Колыбельная медведицы” Е. Крылатова, “Колыбельная” В. Моцарта. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе. Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем — всем окружающим.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения  композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, сказки, сказания и былины. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом,  помогая детям  осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном —  на проясняющем слове.

Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Детский словарный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, можно использовать информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность  материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видеофрагменты балетов, опер, сказок.

Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, дети открывают для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и  самостоятельно. Песня  вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

Музыкально-ритмические  движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.  позволяют ему контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Ребёнок учится в движении выражать свои чувства.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется не только на занятиях, но и во время праздников и развлечений. Традиционными стали следующие мероприятия: «День Знаний», «День матери», развлечение «Письмо о Беларуси», Новогодние праздники, «Калядкі», «Масляніца», «Гуканне вясны», “Вялікдзень”. На этих мероприятиях дети с удовольствием водят хороводы, играют в народные игры, поют песни. Народные костюмы, яркие декорации делают праздник незабываемым. Особое внимание уделяется теме патриотизма. Мероприятия «День Победы» и «День защитника Отечества», праздник «День труда», а также “День беларускага маулення”, «День конституции», «День герба и флага», «День независимости», «День Народного Единства», формируют характер маленького гражданина, его любовь к Родине.

Последовательная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает их творческую активность. Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты.

 

 

Музыкальный руководитель: М.А.Иванькова

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.