У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помочь человеку привести свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное развитие. Этот феномен не потерял актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы в детском саду очень актуальна и важна.
Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае пробуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, расширяют их музыкальный кругозор. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективные пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от наших детей единых усилий. Также важно отметить благотворное влияние пения на речевое развитие. Связь музыки и речи объясняет многократно замеченную «помощь», которую оказывает музыка и в изучении языка, и в освоении навыков чтения, и в излечении речевых расстройств. Во время пения углубляется дыхание, активизируется и укрепляется артикуляционный аппарат. Поэтому музыкальный ребёнок лучше читает, раньше приобщается к речи и эффективнее использует её. Н.Чернышевский говорил, что пение – это как бы продолжение речи человека. Не случайно многие писатели и поэты были музыкально-одарённымилюдьми.
Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример других детей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных ребят. Для избалованного вниманием ребенка успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку мы предлагаем оказать помощь друзьям, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Например, исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.
Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем она активизирует умственное развитие ребенка. В музыковедческой литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Наши дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьес. Хоть это и трудно даётся нашим детям, но с помощью наглядного материала, эмоциональных открыток всё же возможно.
В музыкально-ритмической деятельности некоторые дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слова. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, потом они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают
новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить. То есть музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыки начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.
Во время игры на инструменте, если говорить образно, наша речь находится на кончиках пальцев. Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», то есть координацию движения рук и пальцев. Это очень важно в младшем возрасте, а особенно для детей с речевой недостаточностью и затруднениями в освоении письма. Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев, специалисты называют тонкой моторикой и утверждают, что существует тесная связь между ней и зонами в головном мозге, отвечающими за развитием речи. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками отлично развивает мелкую моторику и заодно развивает мышление, память, способности к письму и чтению.
Таким образом, музыкальная деятельность в детском саду влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Это отличное средство для формирования таких качеств, как воля, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие. Музыка развивает воображение, ассоциативное мышление, чуткость, эмоциональность. А также она большая помощница в развитии речи детей.