Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи, по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме гимнастики.
Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
В последнее время, то ли в силу загруженности родителей, то ли в силу других причин, родители не выполняют с детьми артикуляционную гимнастику, считая ее не особо важной.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова,подобные занятия способствуют:
Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;
Улучшению подвижности артикуляционных органов;
Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
Обучению ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
Увеличению амплитуды движени
й;
Уменьшению напряженности артикуляционных органов;
Подготовке ребенка к правильному произношению звуков;
Развитию гибкости органов речевого аппарата.
Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ,языка: чашечка, трубочка. и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели—требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комп
лексы, каждый из которых имеет определенную направленность, проводятся каждый день, важно следить,чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые родители, артикуляционная гимнастика-это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. И если выполнять ее ежедневно, в игровой форме, это значит помогать своему ребенку еще на один шаг приблизиться к чистому звукопроизношению, к чистой и красивой речи.