Виды детского труда и формы его организации
Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
Труд в природе направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы
Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.
К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕТСКОГО ТРУДА.
Самообслуживание | Хозяйственно-бытовой | Труд в природе | Ручной |
Содержание своего тела в чистоте | Уборка группы и других помещений детского сада | Выращивание растений | Изготовление сувениров, игрушек, пособий |
Прием пищи | Уборка участка | Уход за животными | Ремонт игрушек, книг, пособий |
Одевание, раздевание | Стирка белья | Рукоделие
(шитье, вязание, вышивание, плетение) |
|
Уход за игрушками, вещами | Сервировка стола | ||
Подготовка
к занятиям |
Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).
Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке помещений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:
1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий;
2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;
3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
— Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.
— Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол, прополаскивают рот.
— Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.
— Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
— Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.
— Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, бумагу, краски, кисточки.
— Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.
— Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.
ТРУД В ПРИРОДЕ
— Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, настурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.
— Полив растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем.
— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука.
— Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.
РУЧНОЙ ТРУД
— Изготовление поделок, игрушек
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
— Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.
— Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.
— Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.
— Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.
— Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
— Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.
— Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.
— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.
— Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.
ТРУД В ПРИРОДЕ
— Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.
— Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.
— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.
— Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.
— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).
— Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду животным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Готовят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.
— Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.
РУЧНОЙ ТРУД
— Изготовление поделок, игрушек
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
— Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоятельно моют ноги.
— Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.
— Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раздеваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботинки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помощи взрослого убирают свою постель.
— Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.
— Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.
— Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя дидактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
— Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные накрывают столы необходимыми приборами.
— Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необходимый для занятий материал. После занятия желающие моют использованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вытирают столы.
— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необходимости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подоконники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в групповой комнате пол, погладить кукольное белье.
— Уборка умывальной комнаты. По желанию после умывания моют раковины, вытирают тряпкой пол.
— Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Самостоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорожки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлажняют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.
ТРУД В ПРИРОДЕ
— Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.
— Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зависимости от величины семени, расстояние между растениями устанавливают по мерке.
— Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.
— Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают комнатные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубника, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свекла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.
— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.
— Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.
— Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.
РУЧНОЙ ТРУД
— Создание поделок, игрушек, сувениров, атрибутов к играм.
— Заготовка природного материала для изготовления поделок