ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА

Виды детского труда и формы его организации

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлека­ется к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Труд в природе направлен на со­здание для растений и животных благоприятных условий жизни, удов­летворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

КЛАС­СИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДЕТСКОГО ТРУДА.

Самообслуживание Хозяйственно-бытовой Труд в природе Ручной
Содержание      своего тела в чистоте Уборка группы и других помещений детского сада Выращивание растений Изготовление сувениров, игрушек, пособий
Прием пищи Уборка участка Уход за животными Ремонт игрушек, книг, пособий
Одевание, раздевание Стирка белья Рукоделие

(шитье, вязание, вышивание, плетение)

Уход за игрушками, вещами Сервировка стола
 Подготовка

к занятиям

 

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих вы­деляются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (груп­повые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При неболь­шом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обя­занности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необяза­тельному) труду, который фактически не отличается от продуктивной де­ятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших груп­пах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизоди­чески используются поручения, которые тоже не носят обязательного ха­рактера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициа­тиву, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруп­пой детей. В старших группах используются все формы, вводится де­журство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, по­стоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращи­ванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке поме­щений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и дей­ствий;

2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону акту­ального развития, когда трудятся самостоятельно.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 САМООБСЛУЖИВАНИЕ

— Умывание. При помощи воспитателя в определенной последова­тельности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

— Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столо­вой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раз­даточный стол, прополаскивают рот.

— Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, рассте­гивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

— Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

— Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.

— Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя расклады­вают карандаши, бумагу, краски, кисточки.

— Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листь­ев комнатных растений, моют игрушки.

— Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на сво­ем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.

ТРУД В ПРИРОДЕ

— Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, на­стурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы реп­чатого лука.

— Полив растений. Поливают комнатные растения, а также ра­стения огорода и цветника совместно с воспитателем.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бо­бов, клубники, лука.

— Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

РУЧНОЙ ТРУД

Изготовление поделок, игрушек

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

— Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.

— Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чай­ной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и оде­ваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя за­шнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

— Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраня­ют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.

— Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

— Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чаш­ки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

— Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, ка­рандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разно­сят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в груп­повой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аква­риума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитате­ля стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с вос­питателем подклеивают коробки, книжки.

— Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

ТРУД В ПРИРОДЕ

— Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.

— Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, опре­деляя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

— Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с рас­тений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а дру­гой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).

— Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду жи­вотным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Гото­вят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.

— Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

РУЧНОЙ ТРУД

— Изготовление поделок, игрушек

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

— Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоя­тельно моют ноги.

— Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться лож­кой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раз­деваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботин­ки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помо­щи взрослого убирают свою постель.

— Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.

— Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.

— Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя ди­дактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.

 

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

— Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные на­крывают столы необходимыми приборами.

— Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необ­ходимый для занятий материал. После занятия желающие моют ис­пользованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вы­тирают столы.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необхо­димости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подо­конники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в груп­повой комнате пол, погладить кукольное белье.

— Уборка умывальной комнаты. По желанию после умыва­ния моют раковины, вытирают тряпкой пол.

— Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Само­стоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорож­ки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлаж­няют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.

 

ТРУД В ПРИРОДЕ

— Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.

— Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зави­симости от величины семени, расстояние между растениями устанавли­вают по мерке.

— Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.

— Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают ком­натные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубни­ка, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свек­ла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в угол­ке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.

— Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участ­ке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.

— Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.

РУЧНОЙ ТРУД

— Создание поделок, игрушек, сувениров, атрибутов к играм.

— Заготовка природного материала для изготовления поделок

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.