ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем во времена технических инновации, где проблемы окружающей среды приобрели главное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Важное значение при этом придается экологическому образованию молодого поколения, так как от него зависит, что с нашем миром станет в будущем.

Любить природу, значит заботиться о ней, защищать и уважать. Человек с детства связан с природой. Именно она поддерживает его жизнь от рождения до самой смерти.

Природа обеспечивает человека жильем и пищей, оберегает и поддерживает наше здоровье. Она помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Для этого и существует экологическое воспитание дошкольников.

В экологическом воспитании дети не только наблюдают за природой, но и общаются с ней, ухаживают за растениями, животными. Труд в природе способствует развитию у детей сопереживания, сочувствия, сострадания живым существам, позволяет ребенку видеть положительный результат своей помощи живому, почувствовать себя ответственным за окружающий мир природы. Играя и наблюдая за растениями и животными, дети учится познавать настроение живого существа, его особенности, что способствует формированию отзывчивости ребенка. Ведущим личным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Научно-технический прогресс активно вошел во все сферы деятельности человека, вносит кардинальные изменение в окружающей жизни, которые диктуют педагогу необходимость искать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых современных технологий. Одной из современных педагогических технологий является проектный метод.

Проектная деятельность – это способ активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств; она помогает детям проявлять любопытство, интересоваться причинно – следственными связями, пытаться самостоятельно придумать объяснения явлением природы, осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; знания, которые дети получают в результате реализации проекта, становятся их личным достижением. Эта деятельность осуществляются не только в группе, но и на экскурсиях, прогулках. Метод проектов является одним из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Экологические проекты формируют целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие и инициативу, ответственность, настойчивость, выдержку, коллективизм.

Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это исследовательский проект, где у детей в младшем дошкольном возрасте активизируется желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом), где формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). А в старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:

Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.

Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).

Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»).

Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:

Комплексные: «Здравствуй, Весна!»«Появление листьев на деревьях и кустах»«Зима ходит по дорожкам»;

Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой»«Вода источник жизни»;

Творческие: «Мир природы» «Синий цвет в природе»;

Групповые: «Правила поведения в природе»«Берегите природу»«Здоровье планеты в наших руках»;

Индивидуальные: «Домашние животные»«Комнатные растения»«Такой разный песок»;

Исследовательские: «Мир воды»«Дыхание и здоровье»«Питание и здоровье».

Сроками проведения проектов могут быть разными, в соответствии с возрастом и возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

В ходе проектирования воспитатель поэтапно определяет особенности взаимодействия со всеми участниками в процессе реализации проекта.

Первый этап – подготовительный, определяется тема проекта, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно производится организаторская работа с участниками проекта.

Второй этап – исследовательский, все совершающие мероприятия проекта отражаются наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или в иной форме.

Третий этап – завершающий, весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например: «Праздник весны»«День птиц».

С детьми младшего дошкольного возраста возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества.

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники»«Наши младшие друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с огородными растениями.

Для детей старшей группы можно организовать проект с более сложным содержанием. Например, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов. Проект «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

Изучение детьми основ экологической культуры во многом зависит от профессионализма воспитателя дошкольного образования. Воспитатель должен базироваться на принципах системности, последовательности, усложняемости, цикличности. Важно не просто формулировать интересные темы, а представлять этапы в освоении детских представлений, умений, способностей, создать условия для подобной работы, увлечь детей, родителей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решаются не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Применение экологических проектов, позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение детей дошкольного возраста ко всему окружающему.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.