Особенности развития речи у мальчиков и девочек

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для учителей-дефектологов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения.

Вот некоторые факты:

  • у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
  • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
  • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
  • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
  • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

На что же должны обратить внимание воспитатели при работе над развитием устной речи мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга должны опираться?

Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?

Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

  Мальчики Девочки
Острота слуха до 8 лет Выше Ниже
Чувствительность к шуму Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами Более чувствительны
Кожная чувствительность Ниже Выше
Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление) Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга Медленное Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно Лучше развита речь, но мышление более однотипно
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) Лучше Хуже
Период врабатываемости Медленно набирают нужный уровень работоспособности Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти Длится достаточно долго Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание

Утомление Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей Низкое Высокое
Нарушения речи Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

Интернет ресурсы: https://sad24lida.schools.by/pages/osobennosti-razvitija-rechi-u-devochek-i-malchikov

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.