В Беларуси развитие инклюзивного образования находится на этапе становления. Создание инклюзивных дошкольных учреждений гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с особенностями психофизического развития, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
В интегрированной группе дети с особенностями психофизического развития в повседневной жизни находятся в общем коллективе. Здесь не делаются различия между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается «особенный» ребенок, возможность жить полноценной жизнью, не замыкаясь, в узком семейном круге. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Резкое недоразвитие речи затрудняет контакты ребенка с окружающими, нарушает процесс формирования познавательной деятельности и личности в целом. Именно затрудненность словесного общения, его нарушение выступают в качестве главной причины аномального развития. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, овладении словами и словосочетаниями, их обозначающими. Все вышесказанное обусловливает упрощенность межличностных отношений. Затруднения в выражении своих желаний и чувств у детей с недоразвитием речи при их общении с окружающими может привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной агрессивности или невротических реакций. Часто родители и педагоги отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода. Система взаимодействия педагогов, родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Главным направлением в деятельности педагогов становится ориентир на «включение» детей с особенностями развития в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Рекомендации по общению педагогов с детьми с особенностями психофизического развития: Все сотрудники дошкольного учреждения должны принимать участие в обучении «особенного» ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха. Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами. Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям. Побуждайте ребенка больше двигаться. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо. Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Побуждайте обычных детей больше играют с «особенными» детьми, обучая тому, что умеют сами. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете. Проявляйте терпение, ласку, заботу, старайтесь понять потребности и возможности ребенка. Выражение лица должно быть — доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. Тон голоса в разговоре с ребенком — доброжелательный, приветливый в любых ситуациях. В лексике по возможности избегайте употребление всех частиц НЕ, приказных фраз, повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай), глаголов «должен», «обязан», «нужно». Желательно включать сослагательное наклонение; местоимение мы (вместо я и ты). Не надо вставать на сторону людей, обвиняющих ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить); хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример. «Особенному» ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать. Старайтесь не делать ему постоянных замечаний, особенно мелочных; не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); всегда быть с ребенком вежливым, теплым; не торопить и не подгонять ребенка. От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
Несколько способов высказать одобрение:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
Принимайте ребенка таким, какой он есть, не ждите о него невозможного. Без сотрудничества с родителями «особенного» ребенка трудно достичь успеха в развитии и формировании навыков общения. Работа с такими родителями требует от воспитателя особого такта. Часто у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения — гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки). Воспитателю в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет. Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии — неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее. Целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей должна проходить в различных формах. В работе с семьей воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное — целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку должен сделать на индивидуальную работу с родителями. В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями «особенного» ребенка, и всех родителей группы (совместные родительские собрания, подготовка и проведение праздников, совместные спортивные мероприятия). Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности. Т.О. внедрение инклюзивного воспитания и образования в жизнь дошкольного учреждения полезно по множеству причин:
- инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
- инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
- инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
- инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, которые были бы максимально эффективны для всех детей.