Одной из задач учебной программы дошкольного образования является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Пройдет время, и теперешние воспитанники вырастут и будут участвовать в судьбе своей страны. И потому очень важно уже сейчас воспитывать у детей национальное самосознание и национальную гордость, приобщать их к белорусской народной культуре, традициям. Это поможет вырастить их здоровыми, трудолюбивыми и мужественными людьми, которые будут уважать народные традиции, станут заинтересованными и внимательными ко всему и смогут с гордостью сказать:
— Я — беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi…
Воспитывать настоящего белоруса, патриота — интересный и кропотливый труд, где нужно придерживаться принципа — от малого к большому. Любовь к Родине складывается из простого — уважения к своим близким, своим корням, своему поселку, природе родных мест, к людям, которые живут и трудятся здесь. А задача взрослых — помочь детям овладеть знаниями о своей Родине, воспитать желание беречь ее и содействовать тому, чтобы наша страна цвела и хорошела.
Потому мы ставим перед собой
цель: Формирование чувства любви к своей Родине, гражданственности, уважения к своей нации.
Задачи:
1.Расширять знания детей о Республике Беларусь.
2.Приобщать к истории своего края, культуре белорусского народа.
3.Формировать интерес к прошлому и настоящему своей страны.
4.Расширять представления о богатстве, красоте и неповторимости белорусской природы.
5.Воспитывать эмоциональный отклик на звучание родного языка.
6.Формировать чувство гордости за свою страну, свой народ.
Работа по патриотическому воспитанию в нашем учреждении дошкольного образования осуществляется через разные формы: занятия, познавательные беседы, игры, тематические прогулки и экскурсии, театральную деятельность, народные праздники и обряды и др.
В каждой группе также созданы уголки национальной символики и народной культуры.
В учреждении собраны сценарии фольклорных праздников, консультационный материал для работы с педагогами и родителями воспитанников, подборка малых фольклорных произведений, создана картотека белорусских народных подвижных игр.
Воспитание положительных чувств, уважения к Родине осуществляется постепенно. Начинаем с воспитания уважительного отношения к своей семье — матери, отцу, бабушке, сестричке. У ребенка появляется чувство, что он не один, его любят, заботятся о нем и от него ждут соответствующих чувств. Для этого во время бесед с детьми подчеркиваем заботливое отношение родителей к ребенку, находим возможность обратить внимание на профессионализм, умения родителей, положительные черты их характера. Подталкиваем детей к разговору об их семьях, уточняем, что они знают о профессиональной деятельности родителей.
Советуем родителям показать награды, которые имеются в семье, фотографии, грамоты, трудовые отличия и рассказать, за что они получены.
Углубляем знания воспитанников о семейных отношениях, своей родословной.
На занятиях дети знакомятся со своей страной — Республикой Беларусь, ее символикой, городами, историческими местами, людьми, которые прославили нашу Родину.
Знакомим детей с разными видами декоративно-прикладного искусства: керамикой, ткачеством, вышивкой, изделиями изо льна, соломки, дерева, глины.
На физкультурных занятиях, на прогулке, в самостоятельной деятельности широкое применение находят белорусские народные подвижные игры, которые являются основой не только формирования у детей необходимых физических качеств и навыков, но и воспитания у них национального самосознания и интереса к истории и культуре своего народа.
Детский фольклор (калыханки, потешки, забавы), а также пословицы, поговорки педагоги используют в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
Деятельным средством формирования у детей интереса и уважения к национальным традициям являются народные праздники, обряды. Каждый календарный год начинается Калядами с их неотъемлемой частью — калядаваннем. Также проходят Гуканне вясны, Вялiкдзень, Купалле, Дажынкi и др. Активными участниками всех праздников являются родители наших воспитанников.
Вот так мы работаем над приобщением детей к народному наследию. Стараемся воспитывать их на самых лучших традициях — традициях доброты и уважения друг к другу, к Родине. Мы рассматриваем свою деятельность как средство развития и обучения ребенка, но, главным образом, как возможность воспитания гармоничной личности.
Понятно, что не нужно ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если они приобретут знания об истории места, где они родились, его символике, будут знать имена тех, кто прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям местной жизни и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что педагоги и родители со своей задачей справились.