Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
способность говорить;
способность понимать сказанное.
Проявления речевых нарушений:
нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;
нарушение слоговой структуры слова: перестановка, пропуск или добавление слогов и звуков;
лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;
неправильное грамматическое оформление высказывания: неправильные окончания слов, ошибки в образовании слов, в употреблении предлогов;
нарушение связного высказывания: развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.;
мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи;
темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков и слов и др.;
бедность выразительных средств устной речи;
нарушение общения.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно или в различных комбинациях.
Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат (головной мозг), изменяя ход речевого развития. Временные сроки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального (при поражении центральной нервной системы) и периферического характера (при поражении или аномалиях голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата).
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности (болезненности ребенка), педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка (утомляемостью, возбудимостью, чрезмерной двигательной активностью, недостатками произвольного внимания и др.). Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля: психоневролога, стоматолога, педиатра и т.д., поэтому можно считать аксиомой, что комплексное воздействие специалистов различного профиля дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!