Причины, по которым ребенок не хочет разговаривать

«Иногда говорят: Нужно постоянно просить ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие утверждают, что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых. Как же быть?»

Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к не говорящему ребенку: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!»? И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!». Бывает, что ребенок один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т.п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, начинают злиться. Заговорит ли после этого малыш? Скорее всего, нет.

Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение. Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

 

В чем проявляется речевой негативизм?

– Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

– На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

– Часто ребенок с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои

потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.    Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

 

Причины, по которым ребенок не хочет разговаривать:

Непонимание — ребёнок не понимает, что вы от него хотите. У него же нет опыта общения с помощью речи, он уже научился обходиться без неё!

Страх — детская психика подвержена страхам. Попытки специалистов или родителей помочь ребёнку «зазвучать» вполне могут пугать его.

Трудности с артикуляцией — часто эти трудности непреодолимы без посторонней помощи.

Неуверенность в своих силах — иногда ребенок уже вступил в общение и вдруг ощутил неуверенность перед сложным словом. Он может отказаться от дальнейшего использования речи в данной ситуации и замолчать.

Достаточно одной из этих причин для отказа от общения, а ведь они могут выступать и в различных комбинациях, и в сумме. Как поступать родителям? Что может помочь ребенку преодолеть «нехотение»?

Понятно же, что сам малыш не получает никакого удовольствия от своего внешне беспричинного сопротивления уговорам взрослых продолжить общение.

 

Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

Первый этап: развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

Второй этап: обогащение словарного запаса (накопление слов); развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

Третий этап: развитие монологической и диалогической речи.

Работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

Если ребенок не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.

Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.

И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком. Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов-названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

Таким же способом разговариваем с ребенком во время режимных моментов. Главное, он не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.

Важное условие: не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!

На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь ребенок к этому пока просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.

Ставьте ребенка в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие – используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы ребенок сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

 

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ СОЗДАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ:

  1. Общаться с ребенком преимущественно «Я-сообщенииями».

Например, «Сейчас от телевизора исходит очень громкий звук, и Я тебя не слышу».

  1. 2.  Исключить негативные оценки личности ребенка, его результатов.

Даже если у ребенка в который раз не получается правильно выполнить задание, можно сказать: «Сегодня ошибок намного меньше, чем в прошлый раз». Как правило, ребенок воспринимает это как похвалу.

  1. Принимать эмоции ребенка и делится своими эмоциями: «Меня расстраивает эта ситуация».
  • Использовать конструктивные способы поощрения детей: поощрение за успех в конце деятельности (похвала, наклейка, интересное дело, покупка желаемого и т.п.) и отсутствие поощрения за нарушение правил или нежелание невыполнять задание.
  • Правильный подбор материала в соответствии с возможностями ребенка, интересная его подача.
  • Создание ситуации успеха.

Лучше дать задание небольшое по объему, но добиться качественного выполнения, затем обязательно похвалить (потом объем и количество заданий можно постепенно увеличивать, в соответствии с возросшими возможностями ребенка). Практически каждое упражнение можно заканчивать похвалой ребенка, но не абстрактной («Ты молодец! Хороший мальчик!»), а конкретной – отмечая успехи ребенка.

  • Уметь договариваться с ребенком.

Начиная заниматься с ребенком, можно сразу назвать весь перечень видов деятельности, обсудить их последовательность, а также перспективу получения поощрения за выполненную деятельность.

  • Предоставлять ребенку выбор (из возможных вариантов).Например, дети часто выбирают сами рассказ (насыщенный автоматизируемыми звуками) который можно повторять и пересказывать.

Этот путь к настоящей внутренней дисциплине ребенка (которая рождается только из положительной самооценки и сознательного принятия правил) может быть более долгим и сложным, чем типичное «закручивание гаек», но, на наш взгляд, это единственно верное направление. Меняется отношение ребенка к выполнению заданий, начинает проявляется сознательный познавательный интерес, улучшается произвольная деятельность. С помощью вышеизложенных приемов можно добиться доверительных, конструктивных отношений с ребенком, приемлемого поведения ребенка, значительного развития эмоционально-волевой сферы, преодолеть речевой негативизм.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.