Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.
Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка,пытаются решить проблему. Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.
Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны.
Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация невролога, а также ортодонта и отоларинголога.
Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания.
Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов.
Это могут быть:
токсикоз во время беременности;
инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
преждевременные или затяжные роды;
кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);
асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания);
Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Негативным фактором для развития речи ребенка являются
частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами:
различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;
неправильный прикус;
короткая подъязычная уздечка.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.
Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!
Рекомендации учителя — дефектолога родителям детей с речевыми недостатками
Как правило, родители озабочены речевыми трудностями детей. Часто от них можно слышать: «Мой ребенок не говорит, мой ребенок говорит шепотом», «Мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «Мой ребенок заикается», «В разных ситуациях повторяет одни и те же слова». Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей, наоборот, слишком богатый словарь ребенка вызывает у них гордость. Такие проблемы, как системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка.
Основные задачи учителя — дефектолога дошкольного учреждения — определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям, наметить план коррекционной работы с ребенком, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях. Для решения этих задач учитель — дефектолог проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и групповые занятия для ознакомления с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы, наблюдения за своим ребенком, за его поведением на занятии, качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель — дефектолог, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации — это преемственность в работе между учителем — дефектологом и родителями, залог ее успешного решения, так как только совместные усилия обеих сторон дают положительный результат.
Речь — сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.
Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение.
Обязательно следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и развивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей волнует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправлении принадлежит учителю — дефектологу . Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в
жизнь ребенка. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.
При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться, особенно это касается детей с индивидуальными особенностями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи
принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.
Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка,пытаются решить проблему. Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.
Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны.
Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация невролога, а также ортодонта и отоларинголога.
Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания.
Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов.
Это могут быть:
токсикоз во время беременности;
инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
преждевременные или затяжные роды;
кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);
асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания);
Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Негативным фактором для развития речи ребенка являются
частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами:
- различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;
- неправильный прикус;
- короткая подъязычная уздечка.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.
Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!