Главная значимость формирования экологических знаний в дошкольном возрасте – формирование основ экологического воспитания, то есть правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.
Использование проектной деятельности в учреждении дошкольного образования вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому проектная деятельность занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
В проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Именно в детском возрасте формируются основы экологического мышления, именно в этот период жизни закладываются основные элементы экологической культуры. Детские эксперименты – это сложный процесс. Он включает в себя как живое наблюдение, так и получение опыта с последующей рефлексией и составления собственных, уникальных выводов. Именно такие процессы также закладывают и основы исследовательской деятельности у дошкольника. А именно: постановка проблемы, затем выдвижение гипотезы, и ее проверка практическим экспериментальным путем. Каждому ребенку от природы доступен прием простейшего создания эксперимента, затем сравнительного анализа изучаемых процессов и, впоследствии, получение результатов.
Особенности формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования последних десятилетий в дошкольном возрасте, возможно, сформировать основы экологической культуры.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает дошкольнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В учреждении, обеспечивающем дошкольное образование, закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа — общество — человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды.
Образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания по всем направлениям:
-«Социально-нравственное и личностное развитие» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
— «Эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
— «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектах природы, развитие и понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всем разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
— «Речевое развитие» ведет детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами.
— «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, принесет глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.
Дошкольное образование является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.
Специально организованный процесс освоения ребенком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:
теоретический – овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;
практический – активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Итак, учреждение дошкольного образования — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
В.А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
Ближайшее окружение детей дошкольного возраста, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.