Виды проектов:
- По доминирующему методу
исследовательские
Требуют чёткой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
информационные
Их целью является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов.
Структура — получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
творческие
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
игровые (приключенческие)
Структура — только намечается, участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
практико-ориентированные
Их отличает чётко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
- По характеру содержания
Включают ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребёнка в проекте
Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов
Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри учреждения, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников
индивидуальные
Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).
парные
Осуществляется парой (парами) участников.
групповые
Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек).
фронтальные
Выполняется всем коллективом.
- По продолжительности
краткосрочные
Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одной или несколько специально организованной деятельности, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.
средней продолжительности
Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).
долгосрочные
(от одного до нескольких месяцев)
Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время
Этап проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
Поисковый
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
Выбор темы – это первый шаг
воспитателя в работе над проектом.
1.Формулирует проблему (цель) — (при постановке цели определяется и продукт
проекта)
- Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
- Формулирует задачу (не жестко)
ВОПРОС К ДЕТЯМ: — Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать?
— Как нам найти ответы на наши вопросы?
1.Вхождение в проблему
2.Вживание в игровую ситуацию
3.Принятие задачи
4.Дополнение задач проекта
2 этап
Аналитический
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Помогает спланировать деятельность
-к кому обратиться за помощью;
— в каких источниках найти информацию;
-какие предметы использовать;
-с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
3.Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов деятельности.
- Тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно — речевая, трудовая, общение и т.д.
1.Объединение детей в рабочие группы
- Распределение амплуа
3 этап
Практический
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Практическая часть
1.Оказывает практическую помощь (по необходимости).
- Направляет и контролирует осуществление проекта.
- Домашние задания и задания для самостоятельной деятельности
выполнения.
Формирование специфических знаний, умений, навыков
4 этап
Презентационный
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель
-Подготавливает презентацию
— Проводит презентацию
1.Продукт деятельности готовят к презентации
2.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
5 этап
Контрольный
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОЕКТОВ
РЕФЛЕКСИЯ
Оценка
Что нового узнали? (с точки зрения детей и воспитателя)
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта
(по Е.С. Евдокимовой)
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации:
— с детьми 3-4 лет: на подражательно — исполнительском уровне;
— с детьми 5-6 лет: развивающий уровень: взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключает к реализации идей детей.
— с детьми 5-6 лет: творческий уровень: взрослый поддерживает и развивает творческую активность детей, создает условия для самостоятельной проектной деятельности.
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе (3-4 года)
- Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей
- Постановка цели проекта, его мотивации
- Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана
4.Совместное движение взрослых и детей к результату
- Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (5-6 лет)
- Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
- Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата
- Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта
- Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого
- Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
- Совместное определение перспективы развития проекта
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7 лет)
- Постановка детей в определенные условия; Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
- Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
- Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта
- Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение, помощь друг другу
- Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
- Совместное определение перспективы развития проекта