Психологическая подготовка ребенка к школе.
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 — летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Как же психологически подготовить ребенка к школе?
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».
Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.
Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
В первые дни занятий
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Заранее:
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Игры на развитие усидчивости и внимания
«Съедобное-несъедобное»
Всем известна эта детская игра с мячом. Но не в любом возрасте малыш так хорошо управляется с мячом. На своем примере хочу показать Вам как можно играть в эту игру с 2х годовалым ребенком. Вначале мы используем только хорошо знакомые слова малышу (хлеб, вода, кубик, камень и т.д.). Вместо меча мы имитируем сам объект. Например, хлеб. Я воображаемо отщипываю хлеб и предлагаю его ребенку, он соответственно берет это воображение и кладет себе в рот. И так с остальным — камень кладет на пол, птичку запускает в небо и т.д. Эта игра развивает и внимание и воображение.
«Найди отличия»
Показываем ребенку два похожих рисунка или игрушки и просим найти отличия. Для начала лучше брать простые и крупные рисунки с явными отличиями, чтоб ребенок быстро и без проблем смог их найти. А потом с каждым разом рисунок можно усложнять.
«Что пропало?»
Берем несколько игрушек и рассматриваем их вместе с ребенком, а потом просим малыша закрыть глазки и одну из игрушек прячем. Малыш должен понять какая игрушка пропала. В более старшем возрасте можно добавить к этому и игру «тепло-холодно», тем самым подсказывая ребенку в каком направлении искать пропавший объект.
Также для развития усидчивости нам помогут такие занятия как:
Лепка — пластилин развивает мелкую моторику рук, изучение цветов. А вместе с родителями малышам понравится лепить животных и сказочных персонажей. Будьте внимательны при подборе пластилина — смотрите возрастные ограничения!
Собирать пазлы и мозайки — опять развитие мелкой моторики, усидчивость и развитие фантазии. Из мозайки можно собирать рисунки и целые картины, а пазлы дают ребенку возможность собрать уже готовое изображение.
Рисование и аппликации. Для начала можно нарисовать простую фигуру и попросить ребенка разукрасить ее, не выходя за контур, со временем усложняя рисунок. Тоже самое и с аппликацией — для начала можно из деталей наклеивать дом, машину.
При богатой родительской фантазии можно придумать разнообразные увлекательные игры, которые разнообразят ваш рабочий день с ребенком и наполнят его радостью и весельем.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучениюзаключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность.
До поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы знания об окружающей среде:
— знания о себе, о своей семье, о своем городе, улице;
— знания о явлениях природы, временах года, месяцах, днях недели;
— знания о взрослых людях: по возрасту, профессии, качествам характера.
Занимаясь с ребенком предшкольной подготовкой, учитывайте следующие моменты:
— Планируйте занятия таким образом, чтобы дети достигали успеха в своей деятельности.
— Хвалите ребенка за достижения и успехи.
— Старайтесь положительно относиться к неудачам ребенка.
— Будьте терпеливы, когда приходится показывать одно и то же много раз.
— Концентрируйте внимание на сильных чертах ребенка, а не на его слабостях. Планируйте дальнейшую работу, опираясь на эти сильные стороны.
— Задачи должны быть достаточно сложными, чтобы быть интересными, однако не слишком, чтобы не вызвать у ребенка растерянности и отторжения.
— Будьте постоянными в своих требованиях к ребенку.
— Доверяйте ребенку отвечать за любые виды деятельности.
— Предоставляйте ребенку возможность продемонстрировать свои достижения.
— Используйте все возможности материала для того, чтобы заинтересовать ребенка, ставя проблему, активизируя самостоятельное мышление;
— Организуйте сотрудничество с ребенком, осуществляя взаимопомощь;
— Делайте все возможное, чтобы ваш ребенок был счастлив.
Что можно и чего нельзя делать в начале обучения ребенка в школе
Не следует:
— Изменять режим дня ребенка: лишать дневного сна, прогулок, игр;
— Слишком много и сразу все требовать: свои требования формулируйте доступно и постепенно;
— Драматизировать неудачи ребенка;
— Сравнивать ребенка с другими детьми;
— Проявлять отрицательное отношение к неправильным действиям ребенка;
— Постоянно поправлять ребенка, часто заставлять переделывать работу, так как это приводит к худшему результату;
— Требовать от ребенка понимания всех ваших чувств.
Необходимо:
— Привить ребенку интерес к познанию окружающей среды, научить наблюдать, думать, осмысливать увиденное и услышанное;
— Научить его преодолевать трудности, планировать свои действия, уважать окружающих;
— Уделять должное внимание физическому развитию ребенка, особенно моторике, используя лепку, рисование;
— Подбадривать при постановке руки при письме;
— Поощрять любознательность ребенка, стремиться, чтобы он узнавал что-то новое для себя;
— Формировать у ребенка умение задавать вопросы, поощрять его рассуждения;
— Старайтесь, чтобы ребенок больше времени проводил с взрослыми, делал с вами домашнюю работу, видел, как вы общаетесь с людьми.