Рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в учреждении дошкольного образования

Технологии сохранения и стимулирования здоровья 

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Проводят руководитель физического воспитания, воспитатели дошкольного образования.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости воспитанников. Рекомендуется для всех воспитанников в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Проводят: воспитатели дошкольного образования, учителя-дефектологи, музыкальные руководители.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповом помещении – малой и средней степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом воспитанников, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Проводят руководитель физического воспитания, воспитатели дошкольного образования.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния воспитанников и целей, педагогический работник определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводят руководитель физического воспитания, воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем воспитанникам, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Проводят все педагогические работники.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводят все педагогические работники.

Динамическая гимнастика (гимнастика «пробуждения») – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Проводят воспитатели дошкольного образования.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Проводит руководитель физического воспитания, учитель-дефектолог .

 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

 

Физкультурное занятие – 3 раза в неделю в физкультурном зале. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проводят руководитель физического воспитания, воспитатель дошкольного образования.

Проблемно-игровые игротренинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогическим работником. Занятие может быть организовано незаметно для воспитанника, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Коммуникативные игры – в свободное время, со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

 

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. проводят воспитатели дошкольного образования, руководитель физического воспитания.

 

Коррекционные технологии

 

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят все педагогические работники.

Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Проводится в свободное время, либо в виде занятий по 20-25 мин начиная со средней группы. Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

Психогимнастика – проводится в свободное время, направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (мимические и пантомимические этюды, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и т.д.). Проводят воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог.

Фонетическая ритмика – проводится с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Проводят воспитатели дошкольного образования, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление воспитанников применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован физкультурный уголок («Уголок здоровья»). В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

  • «Сухой аквариум». Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
  • Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
  • Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
  • Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
  • Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями

  • Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
  • Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
  • Оформления папок-передвижек;
  • Личный пример педагога;
  • Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
  • Анкетирование;
  • Совместные акции: дни здоровья, физкультурные праздники;
  • Буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;
  • Дни открытых дверей;
  • Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
  • Выпуск газеты, журнала учреждения дошкольного образования и т.д.

Вся работа должна проводиться комплексно в ней должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель дошкольного образования, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

Родители — главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживаться ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе учреждения дошкольного образования здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогических работников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации учреждения дошкольного образования; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов учреждения дошкольного образования и родителей детей.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.