Роль воспитателя в сохранении и укреплении психологического здоровья.

 Возрастающий интерес ученных и практиков к проблеме психологического здоровья детей в значительной степени обусловлен тем, что сегодня она занимает центральное место в деятельности психологической службы на первых ступенях образования. Задачам, связанным с сохранением и укреплением психологического здоровья отведено значительное место и в современных программах дошкольного образования.

    Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей, так и его нарушение разнообразны. Их обычно условно делят на 2 группы: объективные (факторы среды) и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Поскольку детские трудности, как свидетельствуют исследования, имеют более сильную связь с окружающей обстановкой, обратимся к факторам среды. Это семейные факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей и неблагоприятные факторы, связанные с детским образовательным учреждением. Мы с вами поговорим о последнем.
     Как показывают результаты исследований эмоциональное благополучие воспитанников в значительной степени определяется удовлетворенностью своими взаимоотношениями с «членами детского общества». Установление дружеских взаимоотношений со сверстниками способствует преимущественно благополучному эмоциональному состоянию ребенка, формирует позитивное отношение к миру, т.к. удовлетворяется важнейшая потребность ребенка в принадлежности к референтной малой группе, принятии и признании, дружеских отношениях. Ребенок, у которого данная потребность депривируется (не удовлетворяется), испытывает отрицательные эмоции. В дальнейшем это может стать причиной не только формирования негативного отношения к миру, но и серьезных нарушениях в развитии его личности.
     Важнейшим фактором, влияющим на положение ребенка в группе сверстников, характер взаимоотношений в «детском обществе», а значит и на эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, его психологическое здоровье, является педагог, стиль его общения с детьми и система ценностей.
   В зарождении и установлении духовной близости в системе «ре­бенок — взрослый» (наличие которой тесно связано с психологиче­ским здоровьем ребенка) особо важная роль В. И. Оюбодчиковым и А. В. Шуваловым отводится воспитательному такту(понима­ние и принятие взрослым детской самобытности, учет возрастных возможностей, субъектного опыта ребенка) и личностной зрелости. Отсутствие данных качеств у воспитателя создает вероятность неблагоприятного состояния психологического здоровья у его воспитанников.
   Значим и стиль педагогического общения (авторитарный, ли­беральный, демократический). Ученые обнаружили, что наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений в дет­ской группе оказывают такие параметры педагогиче­ского общения, как форма и модальность оценочных обращений к детям: соотношение мягких и жестких форм оценок, позитивных и негативных оценочных суждений.
    Наиболее продуктивным является демократический стиль педагогического общения, которому характерны предвосхищающая позитивная оценка, превалирование положительных оценок дея­тельности дошкольников, мягких форм воздействия. В группах вос­питателей демократического стиля руководства взаимоотношения детей отличаются наибольшей доброжелательностью, наименьшей конфликтностью, высоко развиты коммуникативные умения воспитанников.
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.