Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни.
Ниже предложенные вашему вниманию игровые упражнения научат ребенка слушать и слышать.
Стоп игра»
Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком.
«Разведчики»
Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую, спальню) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто больше, тот и побудил.
«Исправляй-ка». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
«Кто больше»
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Мы – артисты»
Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями.
«Волшебная палочка»
Предложите ребенку послушать, как звучат предметы, постукивая по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и др. предметы. Ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет зазвучал.
«Далеко-близко»
Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова громко и тихо. Если произносите слово тихо, то ребенок отвечает: «ДАЛЕКО». Если произносите слово громко, то малыш отвечает: «БЛИЗКО».
«О чем говорит улица»
Предложите ребенку определить звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, пенье птиц, ветер, дождь, разговор людей…
«Доскажи словечко»
Подберите считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или звук:
Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось … (мыло)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
В реке большая драка
Поссорились два р… (рака)
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши … (каша) и др.
«Фломастеры» Возьмите 12 фломастеров разного цвета. Загадайте цвет одного из них, если ребенок догадается, он берет у вас этот фломастер в руки:
[Ж]…,[К]…,[З’]…,[Ч’]…,[С’]…
Попросите малыша показать фломастером все предметы, названия которых начинается с того же звука, что и цвет.
«Первый звук»
Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-хо, о-о-обруч, и-и-ива и т.д.).
«Цепочка слов»
Вы вместе с ребенком поочередно произносите слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово:
мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос…
«Съедобное-несъедобное»
Произнесите три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
банан – диван – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон и т.д.