Современное общество систематически развивается, появляются новые формы, методики, технологии, что естественным образом ведёт к росту запросов и потребностей родителей на образование их детей.
Удовлетворяя запросы законных представителей в учреждениях дошкольного образования появляются дополнительные площадки для организации групп кратковременного пребывания, что позволяют разрешить противоречие между социальным заказом общества на развитие способностей детей в разных видах деятельности и созданием оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности в системе дошкольного образования, а так же позволяет включить в этот процесс большую часть детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи.
Современные психолого-педагогические исследования указывают на тот факт, что как никакие другие, именно группы кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования имеют потенциал интеграции семейного и общественного воспитания, создают благоприятные условия для развития ребёнка, органичного включения родителей в образовательный процесс.
В 2015 году НИР поставил задачу: разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования. Результатом данного исследования стала разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, включающего учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, учебные наглядные пособия для педагогов по обеспечению деятельности детей в группах кратковременного пребывания учреждений дошкольного образования.
На основании этого в 2016/2017 году группой учреждений дошкольного образования Республики Беларусь проведена работа по апробации программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания. Анализ результатов экспериментального проекта выявил целесообразность работы по внедрению модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования.
Данная работа является необходимой для качественной организации и успешного осуществления образовательного процесса в группах кратковременного пребывания с широким введением наглядных материалов, игровых форм, проблемных методов, способствующих комфортному самочувствию, обучению и развитию воспитанников от 1 года до 7 лет.
При внедрении модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования актуальными выступили следующие факторы:
- подтверждение педагогической эффективности предлагаемого к внедрению программно-методического обеспечения было получено в результате экспериментальной апробации в рамках НИР в 2015/2016 гг. по теме: «Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования», направленной на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь.
- практическое внедрение осуществлено в 20-ти учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь в рамках экспериментального проекта «Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования (2016/2017)».
Цель инновационной деятельности – разработка комплекса программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания.
Задачи:
- разработать стратегию и тактику внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования;
- организовать систему методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта;
- разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса результатов внедрения модели;
- разработать и реализовать систему повышения компетентности всех участников инновационного проекта (педагоги, родители);
- организовать образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей на основе разработанной модели;
- разработать планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей;
- разработать методические рекомендации по использованию программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования.
Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования осуществлялось в несколько этапов. На подготовительном этапе разработана программа инновационной деятельности, определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности, составлен план реализации инновационной деятельности. Создан комплекс условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), который обеспечил результативность и качество деятельности по внедрению модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования.
На реализационном этапе (сентябрь2017г/май 2019г) апробированы и выявлены более эффективные практические разработки познавательно-практических комплексов с детьми в различных видах детской деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода, составлен календарный план, соответственно которому осуществляется методическое сопровождение деятельности педагогов по реализации мероприятий инновационной проекта, разработана и реализована система повышения инновационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования с использованием информационных технологий, разработана и реализована система повышения инновационной компетентности родителей.
Содержание модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении инновационной деятельности каждое из семи направлений постепенно прошло через все образовательные области. Решались задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применялись различные средства и методы, использовались разнообразные формы работы и виды деятельности, как с педагогами (методические часы, консалтинги, практикумы, творческие диалоги и т.д.), так и с семьей и социумом (встречи, диспуты, развлечения). Работа строилась на основе современных образовательных технологий. Основной формой работы с воспитанниками стали познавательно-развивающие комплексы, включающие в себя интеграцию двух образовательных областей.
Деятельность педагогов — новаторов велась с учётом использования учебной программы дошкольного образования, экспериментально разработанного содержания образовательных областей «Искусство: Музыкальная деятельность» и «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования для воспитанников от 1 до 3 лет, образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и физическая культура» учебной программы для воспитанников от 3 до 5 лет, образовательных областей “Ребенок и общество” и «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольное образования для воспитанников от 5 до 7 лет учебной программы дошкольного образования, и направлена на составления конспектов, согласно разработанной тематики, подбора материалов к занятиям и их внедрения.
Разработка познавательно-развивающие комплексов строилась на основе:
- отбора наглядного демонстрационного и раздаточного материала;
- ориентации на сферу интересов воспитанников;
- интегрированности в другие виды деятельности, которые выполняют воспитанников;
- подбора материала о национальной культуре белорусского народа;
- учёта опыта коммуникативно-речевого развития ребёнка в родном языке.
В рамках реализации инновационной деятельности педагогами изготовлены пособия:
- «Музыкальная прогулка в природу» (от года до 3-х лет). Пособие включает пять игровых полей: «В деревне», «На лугу», «На пруду», «На огороде», «В лесу», карточки с изображением животных и растений. К каждому игровому полю подобран музыкальный репертуар;
- «Путешествуем – играя» (от 3-х до 5-ти лет). В пособии представлен наглядный материал по темам: «Беларусь моя синеокая», «Белорусское народное творчество», «Семья», «Здоровье и личная гигиена», «Правила безопасного поведения»;
- «Развиваем речь в общении» (от 5-ти до 7-ми лет). Пособие содержит наглядный материал к темам: «Моя семья», «Моё здоровье», «Моя безопасность», «Я и мои друзья», «Родная страна».
Внедрение модели программно-методического обеспечения позволило:
- разработать комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания;
- значительно повысить интерес воспитанников к изучению образовательных областей учебной программы дошкольного образования;
- сформировать коммуникативные, личностные качества воспитанников на основе включения их в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях;
- повысить интерес и уважение воспитанников к культуре, традициям, обычаям белорусского народа;
- удовлетворить потребности детей в самоутверждении и признании окружающими;
- педагогам повысить квалификацию в данной области;
- вызвать у родителей воспитанников потребность и заинтересованность в обучении детей белорусскому языку; культуре, традициям белорусского народа.
Деятельность команды педагогов-новаторов в рамках реализации инновационного проекта по внедрению модели программно-методического обеспечения для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования способствовала накоплению материала, который в дальнейшем будет использован для эффективной работы с детьми групп кратковременного пребывания.