В возрасте 2,5 — 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игр для детей. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг, без их мудрости.
В этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; помогают усвоить грамматические формы языка, формируют вкус и чувство слова у будущих читателей.
К 4 годам ребенок способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего возраста систематически читали или рассказывали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения.
В этом возрасте рекомендуем читать народные сказки с повторяющимися действиями: «Колобок», «Репка», «Лиса и волк», «Заяц-хваста», «Теремок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Три поросенка».
Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность того или иного литературного произведения. Плохо не только слишком рано знакомить ребенка со сказкой (когда он её ещё не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже неинтересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны 4-летнему ребенку, а «Курочку Рябу» лучше прочесть 2-летнему ребенку. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как более понятным.
Возросшим познавательным потребностям детей 5-6 лет должен соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются ( появляются волшебные сказки, сказки Пушкина), детям следует прочитать рассказы К. Ушинского, А. П. Чехова, Л. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю. Дмитриева. К стихам и сказкам К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто добавляются стихотворные произведения В. Маяковского, Б. Заходера, Ф. Тютчева, А. Пушкина. Можно попробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастет в традицию семейного чтения по вечерам.