Использование ИКТ в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики.

Эта тенденция нашла отражение в постановлении Министерства образования РБ «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (№ 50 от 24 сентября 2007 г.). В перечне технических средств обучения указаны компьютер и ноутбук с программным обеспечением, мультимедийный проектор и мультимедийный экран.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Ноутбук и компьютер в учреждении дошкольного образования являются необходимыми и эффективными средствами повышения качества образовательного процесса. Используются они и как дополнительное средство образования воспитанников. Мультимедийные презентации, выполненные в программе Power Point, значительно расширяют возможности подачи информации.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Мультимедийная презентация – это уникальный и наиболее современный на сегодняшний день способ предоставления информации.

Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трёхмерную графику.

Дидактические функции использования мультимедийной презентации на занятиях

Обеспечение наглядности предоставляемой информации.  С помощью презентации возможен показ предметов, с которыми ребёнок не встречался в реальной жизни (например, предметы старины, различные виды лифтов и часов, рукописные книги, царская мебель и т.д.) Доступность осваиваемой системы знаний. Яркие иллюстрации мультимедийной презентации позволяют вовлечь ребёнка в активную познавательную деятельность, способствуют более полному восприятию информации.

Обеспечение системности и последовательности. Слайды презентации сопровождают и дополняют материал занятия, излагаемый педагогом или сказочным персонажем.

Требования к оформлению слайдов:

Фон слайдов не должен быть очень ярким;

Изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использования нечётких или размытых иллюстраций;

Изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и чётко видны в любом ракурсе;

На каждом слайде должно быть размещено не более 7-9 объектов;

Для успешного освоения содержания слайда изображение
не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

Объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шкаф больше стула);

Надписи на слайдах должны быть подсказкой для педагога;

Если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

Смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить её, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации; Количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

Презентация должна быть видна всем детям;

Сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала;

Стремиться вовлечь в процесс восприятия зрение, слух, осязание;

Выделить время для проведения физкультминутки.

Желательно наличие сказочного персонажа в презентации, от имени которого ведётся рассказ. Например, часовой мастер Тик -Так, который знакомит с историей возникновения и развитием часов. Капелька рассказывает о стиральной машине, дедушка Холод знакомит с холодильником, а Кот Леопольд готов поделиться своими знаниями
о велосипеде.

Грамотное использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления старших дошкольников с рукотворным миром активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес к предметам, сделанным руками человека, обеспечивает наглядность предоставляемой информации, способствует формированию мотивации к преобразующей деятельности.

Создание мультимедийных презентаций требует от педагога компьютерной грамотности и творческого подхода к отбору содержания и оформления презентаций, подбору картинок. Каждая мультимедийная презентация должна соответствовать триединой дидактической цели: образовательной (восприятие детьми предметов рукотворного мира, их осмысление); развивающей (развитие познавательного интереса); воспитательной (воспитание уважения к человеку-труженику, чьими руками и стараниями создаются полезные для жизни предметы)

Использование интерактивной доски

Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передаёт сигнал на проектор, который высвечивает изображение на интерактивной доске. Она работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу. Используя доску, можно открывать любые файлы, работать с интернетом, писать поверх любых приложений, видеоизображений с помощью специальных маркеров.

Использование интерактивной доски предполагает:

Размещение информации на сайте учреждения дошкольного образования.

На сайте учреждения дошкольного образования может быть представлена и работа каждой возрастной группы. Какие преимущества получают родители от группового сайта?
Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы;
Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов
В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды). Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.